Конспект урока литературы "КВН "В мире литературных сказок" (5 класс)

Версия для печатиPDF

Тип урока: обобщение изученного.
Форма урока: урок - КВН.

Цели урока:
образовательные: обобщение и систематизация знаний по данной теме; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
воспитательные: формирование познавательной потребности, хорошего эстетического вкуса; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе; ответственности и самостоятельности;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:
1) выставка различных изданий сказок;
2) выставка иллюстраций учащихся к сказкам
3) презентация
4) 2 разрезанных рисунка волшебного зеркала;
5) иллюстрации из сказки « Снежная королева» в двух экземплярах;
6) костюмы для команд;
7) большая книга сказок

Домашнее задание к уроку:
1)Представление команд (название девиз)
2) инсценировать отрывок из сказки.

Для проведения КВНа выбираются 2 команды и жюри, которое оценивает конкурсы в специальных протоколах.

Форма протокола:

Команда...

Название конкурса

Максимальный балл

Набранный балл

...

...

...

Ход урока:

I. Организационный момент. Слово ведущего о целях и задачах мероприятия. (2мин)

Добрый день! Вы слышите знакомую музыку? Она извещает нам о начале игры КВН, которая будет посвящена литературным сказкам. Никакая игра не состоится без команд-участниц и уважаемого жюри. Знакомимся с первой командой. Презентация

II. Взаимные приветствия команд, в которых они презентуют свои названия и девизы.(10 мин)

Слово для приветствия предоставляется команде «Бесенята».

Презентация

Выходит на сцену Балда, в руках его верёвка, которую он забрасывает в воображаемое море. Навстречу ему - старый бес.

БЕС: Зачем, Балда, к нам залез?
БАЛДА: Да вот, верёвкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить.
БЕС: Скажи, за что такая немилость?
БАЛДА: Как за что? Вы не помните положенного срока!
БЕС: Какого такого срока? Не заплатили вовремя оброка?
БАЛДА: Срок вам пришёл играть в КВН, посвящённый литературным сказкам.
БЕС: Об этом мы слышали много! Эй, бесенята, все ко мне на подмогу!

Выбегают «бесенята» - остальные участники команды

1 БЕСЁНОК: Кто нас звал?
2 БЕСЁНОК: Зачем звали?
3 БЕСЁНОК: Чего надо?
БАЛДА: Тише вы, чёртово племя! Лучше скажите, чего вы умеете?
4 БЕСЁНОК: Петь и свистеть!
5 БЕСЁНОК: Шутить и смеяться!
БЕС: Ну, Балдушка, как тебе мои внуки, на что-нибудь они годны?
БАЛДА: Про игру КВН вы слыхали?
БЕС: Об игре такой мы не слыхали, Не было чертям такой печали.

Все обступают Балду и о чём-то оживлённо шепчутся

БАЛДА: Я ухожу, а вам честь нашей сказки защищать.

Бесенята выстраиваются и начинают приветствие:

Команда наша «Бесенята»
Из сказки Пушкина
Мы к вам не зря спешили.
В игру с названьем КВН
Играют все, кому не лень.
В игре ты будь настойчивым,
Весёлым и находчивым!

Хором поют песню на мелодию «Замечательный сосед»:

Мы прекрасно жили в сказке
О попе и о Балде
Но однажды услыхали
Об удивительной игре
КВН - её название,
Веселит она нас всех,
Кто из нас умнее будет,
Пусть к тому придёт успех
Пам-пам...

 

Девиз команды:

Чтоб интересней было жить,
Давайте с книгами дружить!

Обращение к жюри:

В КВН сыграть решили,
Вам расскажем и споём,
Вы, жюри, судите честно,
Не то к бесу заберём!

Выход команды «ГЛК»

Выходит 1 ученица с книгой, идёт читает. Навстречу ей другая.

2 УЧЕНИЦА: Ты что это в книгу уткнулась?
1 УЧЕНИЦА: Не мешай, я готовлюсь!
2 УЧЕНИЦА: У тебя что, переэкзаменовка?
1 УЧЕНИЦА: У меня КВН на носу!
2 УЧЕНИЦА: КВН?! А где же команда? В эту игру по-одному не играют.
1 УЧЕНИЦА: Вот вся моя команда в этой книге!
2 УЧЕНИЦА: Не смеши, как это в одной книге и вся команда? Быть такого не может!
1 УЧЕНИЦА: Может, потому что эта книга великими сказочниками написана
2 УЧЕНИЦА: Люди - великие, а книга-то маленькая.
1 УЧЕНИЦА: Это она сейчас маленькая, а как игра начнётся, так она огромная станет...Да что объяснять попусту. Пойдём, поможешь мне книгу ребятам вынести.

Из-за сцены обе ученицы выносят огромную книгу, держа её с двух сторон. Книга представляет собой раму, обтянутую бумагой. На ней написано «Сказки». Порвав бумагу мечом, из книги выходит Руслан.

РУСЛАН:

Я-храбрый витязь,
Имя мне - Руслан!
В команде нашей
Буду капитан

Руслан отходит в сторону вместе Людмилой.

ЦАРИЦА: (выходит из книги)

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Чья команда веселее,
И умнее, и смешнее?

Царица встаёт рядом с Русланом. Выбегает Буратино вместе с Мальвиной.

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Там друзей своих встречает
И врагов всех побеждает.(Буратино).

Команда «ГЛК» выстраивается, начинается приветствие:

Команда наша «ГЛК»
Мы расшифруем вам, друзья!
Герои любимых книг!
Знакомство с нами -
Прекрасный миг!
Дорогой знаний мы вас ведём!
Тех, кто в нас верит, не подведём!

Поют песню на мотив «Бродячие музыканты»:

Ничего на свете лучше нету
Чтенья книг любимого поэта.
Мы не только Пушкина читаем,
Но и в КВН вас приглашаем (2 раза).
Мы своё призванье не забудем –
Знание и ум несём мы людям.
Тот, кто с детства много книг читает,
Очень много в жизни понимает (2 раза).

Девиз команды: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


2 конкурс РАЗМИНКА (15мин)

У меня два зеркала разбились на мелкие осколки. Вы можете их собрать, если будете правильно отвечать на вопросы и выполнять задания. Чья команда соберет вперед зеркало, то получит поощрительный приз.

Вопрос: Почему до сих пор живет такой древний жанр, как сказка? Ответы обобщаются эпиграфом:

"Зло порой бывает сильным, но и тогда его можно победить смелостью, дружбой, умом и еще доброй силой волшебства и волшебным могуществом добра"

А. Шаров.

Презентация

- Сегодня сказка пришла к нам в класс на наш КВН. Я думаю, что победа будет одержана с помощью ума, смелости, доброты.
- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
- А как узнать сказку, какие она имеет приметы? ( Композиция: присказка, зачин, троекратный повтор, концовка)
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.
- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.

Литературная сказка создана в письменном виде. Внесение изменений не допускает. Время создания сказки известно. Не ограничивается определенным жанром, включает черты сказок и волшебных, и бытовых, и о животных, даже фантастику)

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной)


3. Конкурс журналистов.

Я попрошу выйти от каждой команды по одному участнику. Их задача – создать статью для сказочной газеты «Сущая правда». Вам, дорогие журналисты, предстоит в нескольких предложениях передать самую главную информацию сказки Х. Андерсена “Снежная королева” на тему «Победа самоотверженной любви над рассудочностью и эгоизмом».

Со сказками удивительного датского сказочника мы знакомимся, еще не научившись читать. «Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утенок», «Дюймовочка» и «Русалочка» становятся нашими друзьями еще в раннем детстве. И все же из всех сказок X. К. Андерсена мне больше всего нравится «Снежная королева». Это сказка о верной дружбе, о силе преданной любви.

В глаз и сердце доброго и жизнерадостного Кая попадают осколки волшебного зеркала, и сердце его постепенно превращается в кусок льда, а глаза вместо хорошего начинают видеть только злое, уродливое. Воспользовавшись этим, красивая, но холодная Снежная королева очаровывает мальчика и увозит его в свой хрустальный замок, далеко-далеко на Север.

Маленькая Герда не знала, что же на самом деле произошло с Каем, но видела, как изменилось его поведение: он стал злым, жестоким. А потом Кай и вовсе пропал, и храбрая девочка отправилась на его поиски. Она верила, что найдет своего названого брата, чего бы ей это ни стоило.

Много странствий и приключений выпало на долю Герды, но все непреодолимые преграды рушились перед силой ее любви к Каю. Конечно, Герда нашла заколдованного братца. Ее горячие слова и слезы растопили лед в его сердце, и холодный, насквозь продуваемый ветрами дворец Снежной королевы рухнул, как и ее чары. Дети вернулись домой, и путешествие закончилось. Но оно начнется вновь, и мы еще не раз переживем эти приключения — столько, сколько мы будем снова и снова перечитывать эту замечательную книгу.


4. Конкурс капитанов.

Рассказать биографию капитан у команды «Бесенята» Х.С. Андерсена, а капитану команды «ГЛК» - Шарль Перро

Пока наши журналисты пишут статью в газету, наши капитаны вспомнят биографию сказочника. Какого сказочника, они узнают из листа. В нем находятся записи с реальными и вымышленными фактами из жизни. Выберите, пожалуйста, те факты, которые действительно относятся к творчеству писателя, а также сами добавьте то, о чем не написано, а потом расскажите.

Для капитана команды « Бесенята»

Задание:

  1. Родился в 1799 году в богатой семье, в детстве получил хорошее образование, был окружен дорогими игрушками, богатой одеждой и роскошной обстановкой.
  2. Родился 2 апреля в 1805 году в бедной семье. В детстве у него не было ни дорогих игрушек, ни нарядной одежды, ни дома с роскошной обстановкой.
  3. Обрел известность лишь после смерти. В Летнем саду установлен памятник этому писателю.
  4. Уже стариком сказочник приехал в свой родной город. Город ликовал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь.
  5. Особенно известны были стихи и песни этого поэта. Одна из его песен стала гимном страны, в которой он жил.
  6. У писателя была большая дружная семья: трое братьев и семь сестер. Все они работали на ферме, а после трудового дня играли в домашнем театре.
  7. Родина этого писателя – Дания.
  8. Родина этого писателя – Германия.
  9. Путешествовал на корабле. Побывал в Африке. Свои впечатления отразил в одной из сказок.
  10. Писатель отправился в Копенгаген на учение. Но в учение его не приняли, так как не было документов.
  11. Писатель отправился в Копенгаген на учение. Поступил там в университет, спустя годы успешно закончил его, получил должность дипломата.
  12. Писатель прожил 70 лет. В день его похорон в Дании был объявлен национальный траур. Безвестный мальчик из Оденсе прославил на весь мир и на все времена свою страну.
  13. Умер в возрасте 55 лет в глубокой нищете. Неизвестно, где похоронен.
  14. Современники знали его, в отличие от нас не только как сказочника, написавшего 170 сказок, ведь его творческое наследие значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пьер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники.
  15. Писателя прославили сказки.
  16. Увлекался скульптурой и живописью. Несколько полотен этого писателя помещены в Русском музее.

(Правильные ответы: 2,4,7,10,12,14 Андерсен).
2. Родился 2 апреля в 1805 году в бедной семье. В детстве у него не было ни дорогих игрушек, ни нарядной одежды, ни дома с роскошной обстановкой.
4. Уже стариком сказочник приехал в свой родной город. Город ликовал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь.
7 .Родина этого писателя – Дания.
10. Писатель отправился в Копенгаген на учение. Но в учение его не приняли, так как не было документов.
12. Писатель прожил 70 лет. В день его похорон в Дании был объявлен национальный траур. Безвестный мальчик из Оденсе прославил на весь мир и на все времена свою страну.
14. Современники знали его, в отличие от нас не только как сказочника, написавшего 170 сказок, ведь его творческое наследие значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пьер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники.

Задание для капитана команды «ГЛК»

  1. Родился 12 января 1628 года. в семье адвоката. Он не был дворянином, но отец, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование.
  2. Родился 2 апреля в 1805 году в бедной семье. В детстве у него не было ни дорогих игрушек, ни нарядной одежды, ни дома с роскошной обстановкой.
  3. О том, что надо учиться, он слышал с детства от отца, который был адвокатом парижского парламента. Он говорил: «Для службы необходимо учение. Ибо учение – величайшее благо человека».
  4. У писателя была большая дружная семья: трое братьев и семь сестер. Все они работали на ферме, а после трудового дня играли в домашнем театре.
  5. Школьная биография – биография типичного отличника. В 23 года начал карьеру адвоката
  6. Родина этого писателя – Франция.
  7. Родина этого писателя – Германия.
  8. Писатель отправился в Копенгаген на учение. Но в учение его не приняли, так как не было документов".
  9. В Париже вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками и имела невероятный успех.
  10. Увлекался скульптурой и живописью. Несколько полотен этого писателя помещены в Русском музее
  11. На русском языке сказки впервые вышли в Москве в 1768 году. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

(Правильные ответы: 1,3,5,6,9,11  Шарль Перро)
1. Родился 12 января 1628 года. в семье адвоката. Он не был дворянином, но отец, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование.
3.О том, что надо учиться, он слышал с детства от отца, который был адвокатом парижского парламента. Он говорил: «Для службы необходимо учение. Ибо учение – величайшее благо человека».
5.Школьная биография – биография типичного отличника. В 23 года начал карьеру адвоката.
6. Родина этого писателя – Франция.
9.В Париже вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками и имела невероятный успех.
11 На русском языке сказки впервые вышли в Москве в 1768 году. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

 


5. Конкурс болельщиков

Болельщики на доске располагают иллюстрации к сказке соответственно сюжету сказки «Снежная королева». Если задание будет правильно выполнено, то команде присуждаются дополнительные очки.

(Ребята выполняют задания. Во время выполнения задания звучит спокойная классическая музыка).


6 Знаток сказок А.С. Пушкина

1. Сколько сказок написал А.С. Пушкин? Назовите их.

«Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» « Сказка о медведице», « Жених».

2.Какое произведение А. С. Пушкина мы изучили в 5 классе.

3.Учась, в каком учебном заведении Пушкин начал работу над поэмой?

(Царскосельском лицее)

4.Из скольки частей состоит поэма?

(6 частей)

5.Через несколько лет Пушкин к поэме написал

(пролог)


Проверяем капитанов. Затем болельщиков и юных журналистов.

Викторина по поэме « Руслан и Людмила». Презентация.

1 этап – Вопросник.
2 этап – Лингвистический
3 этап - Герои поэмы


7. Музыкальный конкурс (5мин)

Ваша задача: указать, из какого произведения эта мелодия, назвать её композитора и сказку, с которой она связана. Звучат произведения: М. И. Глинка «Руслан и Людмила» Марш Черномора. Что вы знаете о создании этой оперы? ( Над оперой работал всю жизнь. Пушкин был очень рад, что Глинка решил написать оперу на его сказку. Пушкину не удалось услышать ее, так как он умер в год начала работы над оперой)

Из балета С. Прокофьева “Золушка” (по одноименной сказке Ш. Перро).


8. Конкурс: Домашнее задание (15 мин)

Задание для команды-соперницы.

После просмотра сценки подберите пословицу, соответствующую содержанию и идее.

Каждая команда показывает инсценировку сценки из литературной сказки.

Команда «ГЛК» показывает отрывок из сказки «Приключения Буратино»:

«Мальвина сидит в саду, отмахиваясь от бабочек.
- Да ну вас в самом деле.
Оглядела с головы до ног деревянного мальчишку.
- Садитесь.
Буратино сел, подогнув под себя ногу. Запихивает в рот миндальные пирожки, глотает их не жуя; сунул пальцы в варенье, обсосал их. Схватил кофейник, выпил прямо из носика какао, поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Мальвина возмущенно:
- Сядьте хорошо, опустите ногу под стол. Не ешьте руками. Для этого есть нож и вилка. Кто вас только воспитывал, Буратино?
- Когда папа Карло, а когда вообще никто.
- Будьте спокойны, теперь я займусь вашим воспитанием.

Буратино (в сторону): «Вот так влип»

Буратино и Мальвина сидят за письменным столом.
Мальвина: «Сейчас мы займемся с вами арифметикой. Сядьте прямо, не горбитесь».
Буратино вытянулся.
Мальвина: «Предположим у вас в кармане 2 яблока…»
Буратино, ощупывая карманы:
- Врете, ни одного!
Мальвина терпеливо: «Я говорю предположим у вас в кармане 2 яблока, одно вы отдали. Сколько у вас осталось яблок?»
-Два!
- Подумайте хорошенько.
-Два…
- Почему?
- Я же не отдам те яблоки никому, хоть он дерись.
-У вас нет способностей к математике. Займемся диктантом.

Мальвина подняла к потолку глаза:
- Пишите: «А роза упала на лапу Азора».
Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Как только Мальвина произнесла: «Пишите». Буратино, который ни разу не видел чернильницы, сунул в нее свой нос. С носа упала большая клякса на тетрадь. Он испугался. Мальвина всплеснула руками:
- Вы гадкий шалун и должны быть наказаны! Артемон, отведите Буратино в темный чулан.
Артемон хватает Буратино за шиворот и тащит в чулан.
Буратино пятясь: «Вот дура…девчонка, нашлась воспитательница, у самой фарфоровая голова, и туловище …ватой набитое».

Команда «Бесенята». Отрывок из сказки «Снежная королева» Кай и Герда во дворце Снежной королевы»


- Скажите, что помогло маленькой Герде победить могущественную Снежную королеву, а Буратино злого Карабаса Барабаса? (Доброта, дружба, честность)
- Значит, зло порой бывает сильным, но и тогда его можно победить смелостью, дружбой, умом и еще доброй силой волшебства и волшебным могуществом добра. Я желаю вам таких побед.


Подведение итога. Выступление жюри. (5мин)

А закончим мы КВН песней — нашим гимном КВН. Исполняется песня о КВН (на мотив песни “Первоклассник”).

Нагружать все больше нас
Стали почему – то
Первоклассный КВН
Вроде института
Нам ведущий задает
Трудные задачи,
Даже член жюри и тот
Над задачей плачет

Припев:

То ли еще будет – три раза (хором)
Ой-ой-ой

А родители у нас
Приуныли что-то
С нами трудновато им –
Лишние заботы
Им бы к нам в 5 класс
На уроки наши –
И ответили бы в раз
На вопросы ваши

Припев: хором.

Поиграли хорошо,
Рады очень-очень,
Расставаться суждено,
Наш урок закончен.

Припев: хором.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.