Родительское собрание «Компьютерная зависимость»

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. У многих увлечение переходит в компьютерную зависимость.

Основные пять типов зависимостей:

  1. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты).
  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
  4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
  5. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, т.е. они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

Причины возникновения компьютерной зависимости

  1. отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье;
  2. отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  3. неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
  4. общая неудачливость ребёнка; желание уйти от трудностей реального мира в виртуальный
  5. наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания.
  6. желание доказать, что ты лучше своих сверстников
  7. есть общая тема для разговора с друзьями,
  8. боязнь выглядеть белой вороной, не интересующейся современными играми
  9. подражание, уход из реальности вслед за друзьями
  10. Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих

Признаки компьютерной зависимости

  • Потеря контроля над временем проведенным за компьютером;
  • Сидя за ПК, испытывает эйфорию;
  • При отсутствия ПК испытывает тревогу, напряжение, беспокойство, которое со временем нарастает;
  • Экономия времени (делает два дела одновременно);
  • Постоянное стремление проверить эл.почту (10-20 раз);
  • Пренебрегает интересами семьи и школы;
  • При отсутствия ПК имитирует движение пальцев по клавиатуре;
  • Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления ПК;
  • Обсуждение с друзьями компьютерной тематики.

В группе риска - дети-подростки. Несформировавшаяся психика и эмоциональная нестабильность не позволяет им комфортно чувствовать себя в реальной жизни.

Для подростка очень важно повышение своего имиджа, который он подчеркивает увлечением молодежной музыкой, повышенным вниманием к своей внешности, украшению своей комнаты, наличие современного компьютера, телефона. Он не признает жизненного стиля взрослых и создает свой. Он хочет выделиться, заявить о себе, всем своим видом показать, что он взрослый самостоятельный и неповторимый.

Виды компьютерных игр.

Компьютерные игры, способствующие зависимости

  • позволяют детям войти в игру, стать ее полноценным участником, уйти таким образом от реальности настоящей и обрести другую, которая может дать им новые силы и принести новые эмоции.
  • оказывают существенное влияние на личность ребенка: он совершенно не задумывается о том, что, решая проблемы персонажей в виртуальном мире, он, сам не осознавая того, приобретает проблемы в настоящем.
  • ребенок имеет в виртуальном мире превосходство над героями игры: «Хочу – казню, хочу – милую».
  • происходит быстрое приобщение к волшебному красочному миру, где возможно все, при этом реальность начинает наводить тоску, отчуждение и даже страх.
  • желание заработать деньги.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1.Стадия увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Ребенок спокойно переключается на другой вид деятельности.

2.Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление новой потребности в компьютерных играх.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

  • Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего личность ребёнка не развивается.
  • Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.
  • Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником.
  • Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

  • Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере.
  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей.
  • Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.
  • Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
  • Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.
  • Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
  • Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка( с учётом своих норм).

Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

  • Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.
  • Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
  • Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
  • Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
  • Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.
  • В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.
  • Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.

Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими, но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.