Родительское собрание "В воспитании мелочей не бывает"

Душа ребёнка сродни скрипке.
Как к ней прикоснёшься,
Так она и зазвучит.

Цель:

  • Показать значение воспитания культурного поведения ребёнка в обществе.
  • Роль родителей в воспитании ребенка.

Ход собрания:

Вступительное слово.

Дорогие мои родители! Каждый из нас мечтает, чтобы дочь или сын выросли …. А какими, скажите, пожалуйста. Кленовый лист передают родители и называют, какими они хотят видеть своих детей. Я записываю на доске.

( Воспитанный, культурный, образованный, интеллигентный, самостоятельный, вежливый, добрый, целеустремленный, трудолюбивый, …..)

Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, каждый из нас не знает конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование. Сегодня давайте и постараемся разобраться, как правильно воспитывать своего ребенка, на что особенно нам, родителям, стоит обратить внимание.

1 Культура поведения.

Часто мы говорим о человеке, что он воспитанный или невоспитанный, вкладывая свое понимание. Ребенок же может до конца не понимать значение этого слова. Сейчас в наше время считается, что быть воспитанным это плохо, ты белая ворона.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы… . Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они воспитали в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть вокруг грязь, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… . Таковы воспитанные. Чтобы стать воспитанным, недостаточно вызубрить Фауста. Тут нужны беспрерывный труд, штудировка, воля… . Тут дорог каждый час. Давайте заглянем в одну семью.

Славик растёт в благополучной семье. Мама, папа, бабушка (мать мамы), Славик. Мальчик одарённый, занимается в музыкальной школе успешно. В общеобразовательной школе получает плохие отметки, но какое значение имеет математика или география для будущего музыканта?!

Мама никого не допускает в процесс воспитания сына. Пусть мальчик привыкает к красоте. Воспитывает в сыне уважение к великим людям, хочет, чтобы он был похож на великих музыкантов, порой забывая о главном.

Когда Славик кладёт ногу на стол (бывает и такое) мама спрашивает:
- Сыночек, разве Вагнер так делал? Сними ножку со стола.

Славик неохотно спускает ногу.

Пообедав, не сказав «спасибо», выходит из-за стола.

Мама напоминает:
- Бетховен всегда говорил «спасибо».

Сын, молча, подходит к окну, открывает, кричит:
- Колька, дурак! Я выйду сейчас!

Мама в ужасе восклицает:

- Шопен никогда не разговаривал с друзьями грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь спать. После обеда это полезно.
- Спи сама! Я гулять хочу! (сын отталкивает мать).

Мать вслед.
- Чайковский никогда не толкал маму!
- Ты что, видела? Он умер в прошлом веке.

Славик довольный убегает. Откуда в нём эта грубость?!!

Мама и бабушка считают, что общепринятые меры воспитания к мальчику не приемлемы, так как мальчик особенный, талантливый. И когда отец вмешивается, на него смотрят как на человека недалёкого ума.

При сыне мама говорит бабушке.
- Что ты хочешь от этого идиота?

Отец теряется, отступает.

Чаще задерживается на работе, воскресенья проводит с друзьями. Сын, убеждённый в своём превосходстве над отцом, относится к нему как к существу низшего происхождения.

- Покормила бы этого типа, он весь день вкалывал…(реплика сына).

 

О каких нормах культурного поведения в обществе можно говорить, если мальчик своего родного отца и мать не уважает. Упустили родители момент воспитания, да их самих воспитывать нужно.

Вывод 1:
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово. Следите за собой, думайте, что вы говорите, как вы говорите, как относитесь. Ребенок полностью вас копирует, не подозревая этого.

 

2. В воспитании нет понятия: вырастет- поумнеет, исправится.

Большое значение имеет участие родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход. Во всем должно быть равновесие.

И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка, и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх или полная распущенность.

Существуют нормы и правила, которые ребёнок должен выполнять, приходя в школу. Припомним некоторые из них, а вы подумайте, выполняет их ваш ребенок или нет: привычка своевременно приходить в школу, держать в порядке рабочее место, книги, тетради, выполнять правила сидения за партой, входа и выхода из класса, привычка обращаться по имени к младшим, по имени и отчеству к старшим, выполнять требования дежурных, привычка прилично вести себя в коллективе, записывать домашнее задание, вовремя, аккуратно и по всем предметам следующего учебного дня выполнять домашнюю работу. Он ученик – это его работа на данный момент.

Эти навыки и привычки вырабатываются с первых дней пребывания в школе, однако они успешно закрепляются только тогда, когда родители и дома помогают детям следовать новым правилам поведения.

Также в школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать и целый ряд правил культурного поведения на улице, в общественном месте: не выходить на улицу в неряшливом виде, не толкать прохожих, вежливо пропускать вперёд старших, детей, женщин, в общественных местах не сорить, не бегать, не шуметь, терпеливо придерживаться очередей, здороваться со знакомыми.

В школе учителя в самых разнообразных формах разъясняют ученикам значение этих правил в жизни человека, но этого недостаточно, чтобы у детей возникли и укрепились необходимые привычки правильного культурного поведения. Руководить практикой усвоения этих правил в семье, пожалуй, проще. Надзор взрослых за ребёнком нужен до тех пор, пока хорошее поведение не станет нормой.

Вера Алексеевна, мать школьника Гриши, увидела из окна, что её сын и два товарища усердно рисуют что-то на стене соседнего дома. Она вышла и сказала строго:
- Гриша, сейчас же пойди и вынеси ведро с тряпкой!
Смывая своё «художество» со стены, Гриша на практике усвоил, что делать этого нельзя. Педагогический прием, который даёт возможность убедить школьника на собственном опыте, что его нехорошее поведение доставляет много огорчений, как правило, является очень эффективными в воспитательной работе.

Постепенно с помощью взрослых дети к 10-13 годам усваивают основные правила культурного поведения.

Многие родители скажут, что это всё пустяки и Славик с мамой, и Оля, которая любит поспать, и «Здравствуйте». Что ребята вырастут и всё позабудется. Но, рассуждая так, они снова ошибутся: в воспитании нет мелочей.

Вывод 2:
Эту истину выражает поговорка: «Посеете поступок, поведение - пожнёте привычку; посеете привычку – пожнёте характер; посеете характер – пожнёте судьбу». Не забывайте, что всему свое время. Воспитать намного легче, чем перевоспитать, а порой это даже невозможно, так как перерастет в черту характера. Поэтому не стоит удивляться, откуда берутся ленивые, невежливые, эгоистичные взрослые люди. Задумайтесь, пока не поздно.

 

3. Авторитет родителей, но не авторитарность.

Часто от родителей слышишь: он меня не слушается, все делает наоборот, не знаю, что с ним делать, как еще говорить, как еще наказывать.

А может быть, родителю следует в первую очередь проанализировать свое поведение, свою жизнь, свое отношение к ребенку, к семье, к людям и т.д.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. К такому родителю всегда ребенок придет за помощью, прислушается к его словам, поступит так, как ему посоветовали.

Вывод 3:
Будьте для своего ребенка авторитетом, примером для подражания и не подрывайте ни авторитета, ни любви других людей.

 

4.Как найти подход к ребенку. Поощрять или наказывать?

Из сказанного вытекает, что наказывать детей нельзя, иначе потеряешь авторитет в глазах ребенка. И я с вами не соглашусь. Надо наказывать, но не криком, ни физическим наказанием, ни оскорблением. А как же тогда? Вот об этом давайте поговорим. У ребенка мало жизненного опыта, он допускает много ошибок. Пока он растет, то постоянно учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. А ведь порой и нам, взрослым, хочется, чтобы заметили, похвалили, наградили. Родители наказывают ребенка за каждую плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, а тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания "психологические": если мы в доверительной беседе дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью. И еще хочется заметить, что только в доверительной, спокойной атмосфере должен проходить такой разговор. Такой разговор помогает ребенку выйти правильно из трудной сложившейся ситуации. Помните у вас больше опыта, передайте его своим детям.

5.Чтобы правильно вести беседу, нужно хорошо знать ребенка.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же - почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться, не верят, что их сын или дочь могли так поступить. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему.

6.НЕ следует отгораживать от отрицательного влияния.

А ещё мне кажется, что мы не должны отгораживать ребёнка от отрицательных или даже враждебных влияний извне. Ведь в жизни всё равно ему придётся сталкиваться с различными соблазнами, непорядочными и лживыми людьми, неблагоприятными обстоятельствами. Родители должны выработать у ребёнка умение разбираться в том, что его окружает, противостоять трудностям. Детям лишь необходимо вовремя помочь, когда нужно – остановить, направить.

Взыскательное отношение родителей к себе, уважение к семье, контроль над каждым своим шагом – вот самый первый и самый главный метод воспитания! Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия обрекают воспитательную работу на неудачу.

Итак, истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком (хотя и они важны), не в прямом на него воздействии(хотя без этого тоже не обойтись), а в организации вашей личной и общественной жизни, жизни ребёнка. В этом деле нет мелочей. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду малейших подробностей и случаев. Мелочи воздействуют на нас регулярно, ежедневно, ежечасно, из них складывается жизнь.

Руководите своей жизнью и жизнью своих детей, организовывайте её правильно – и пусть это будет самой главной, самой ответственной вашей задачей.


 

Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.

Считайте только количества ответов «могу».

Можете ли вы:

  • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
  • Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
  • Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
  • Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
  • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
  • Поставить себя на место ребёнка?
  • Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
  • Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
  • Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
  • Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
  • Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
  • Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?

Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советуем обратиться к психологам, специальной литературе.

Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить? Можно. Но только надо набраться терпения и твёрдо помнить: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё избавится….Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу, и после продолжительной борьбы с нею также в течение времени, искореняется».


 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Нужно:

  • Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе.
  • Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться « лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нём личность, а не объект воспитания.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек и дедушек.

 

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.