Итоговое декабрьское сочинение

638 0
Версия для печатиPDF
Итоговое сочинение 2017-2018 уч.г.

В 2017/18 учебном году итоговое сочинение пройдет 6 декабря, 7 февраля и 16 мая.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год.

«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».


Ответы на самые частые вопросы по итоговому сочинению.

Когда будут известны названия тем?

За 15 минут до начала экзамена темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/).

Каков должен быть объем итогового сочинения?

Рекомендуемый объём не менее 300-350 слов. Работа объемом менее 250 слов не засчитывается. На работу отводится 3 часа 55 минут.

На чем писать итоговое сочинение?

Участники выполняют сочинение на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

Как оценивается итоговое сочинение?

В школе работы оцениваются по системе «зачет» - «незачет».
Десятибалльная система оценивания используется для оценки сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов.
По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение  и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополн. баллов к ЕГЭ).


Критерии оценивания итогового сочинения

Критерий №1. «Соответствие теме»
Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №3. «Композиция и логика рассуждения»
Критерий №4. «Качество письменной речи»
Критерий №5. «Грамотность»

Критерий №1. «Соответствие теме»

Критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (худож. произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем  искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе.

Критерий №3. «Композиция и логика рассуждения»

Критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий №4. «Качество письменной речи»

Критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Критерий №5. «Грамотность»

Критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические,  орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Подведение итогов

Критерии 1 и 2, «Соответствие теме»  и «Аргументация», – главные.
Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение.
То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным.
Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.


Комментарии к направлениям итогового сочинения на 2017/18 учебный год

«Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

«Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

«Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

«Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

«Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


Рекомендации

Как написать итоговое сочинение на лучший балл?

  1. Хорошо обдумайте идею, то есть главный посыл работы.
  2. Составьте план.

Для примера возьмем тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?».
Главная идея сочинения: «Бесчестный поступок – это тот, который нарушает  нравственные нормы».

Тезисы можно сформулировать так:

1. Человек, совершивший бесчестный поступок, – эгоист.
2. Он пренебрегает общепринятой моралью.
3. Человек, который не может пожертвовать жизнью ради доброго имени, труслив и бесчестен.

Задумайтесь, как можно опровергнуть вашу точку зрения, и, по возможности , введите контраргументы.
Например, «Общественная мораль бывает жестокой и несправедливой».

Подкрепите тезисы примерами из литературы. Вы должны не только вспомнить название книги, где поднималась нужная тема,  но и проанализировать ситуацию.

Выбирайте яркие эпизоды  известных произведений. Не пересказывайте события, а давайте им оценку.

Можете вставить одну-две цитаты. Но не переборщите с чужими мыслями, ваша цель – изложить собственные.

Составив план, напишите сочинение на черновике.

Следуйте простой структуре:

1. Вступление (60-70 слов).
Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

2. «Мостик» к основной части (20-30 слов).
Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.

3. Основная часть (200-250 слов).
Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:

  • укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
  • вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
  • дайте оценку приведенным примерам;
  • подведите промежуточные итоги;
  • сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).

4. Вывод (60-70 слов).
Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит..?») и еще раз сформулируйте свою идею.


Приложение: Презентация


 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.