ОГЭ 2024: Вариант 18

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, –– результат эволюционного процесса.

Задание 2 10959

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)

Задание 3 17866

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Предложение 5 сложносочинённое

Задание 4 17867

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Названия книг, печатных работ на письме заключаются в кавычки.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) При перечислении ряда однородных членов(без соединительных союзов) между ними ставятся запятые.

1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека.

2) Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных».

3) Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих.

4) Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов.

5) Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, - результат эволюционного процесса.

Задание 5 17868

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.

Задание 6 10980

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) НОЧЬЮ (уехать) – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
3) РАРИТЕТ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
4) ЛЕЛЕЮТ (ребёнка) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.
5) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.

Задание 7 17869

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Однажды стадо драг..(1)ценных диких пятнистых ..(2)леней, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними п..(3)перёк всего мыса пров..(4)лочную сетку и преградили им путь в т..(5)йгу. У ..(6)леней для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охр..(7)нятъ д..(8)рогих г..(9)стей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.

Задание 8 17870

Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Для (оба) подруг приезд директора был полной неожиданностью.

Задание 9 17871

Замените словосочетание «сердце матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст И.Л. Муравьёвой

(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2)Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.

(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.

(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.

(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!).

(11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.

(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто.

(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.

(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.

(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.

(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.

(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.

(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.

(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.

(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.

(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?

(По И. Муравьёвой)*
* Муравьёва Ирина Лазаревна
– современная писательница,
лауреат литературных премий.


Задание 10 17873

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Дед рассказчицы заботился о своём здоровье и поэтому регулярно проводил время на свежем воздухе.
2)  Девочка боялась гулять с «группой», потому что её обижали другие дети.
3)  Воспитательница Вера Григорьевна приучала детей к самостоятельности, поэтому запрещала родителям находиться рядом с «группой».
4)  Дед хотел, чтобы его внучка знала, что он всегда рядом, и не плакала, поэтому каждый день сидел на лавочке в сквере, где гуляла «группа».
5)  Во имя любви к внучке дедушка был готов пожертвовать своим комфортом.

Задание 11 17874

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1)  Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.
2)  Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
3)  Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.
4)  Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.
5)  Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

Задание 12 17875

В предложениях 18-24 найдите антоним к слову «грустно». Выпишите этот антоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.