ОГЭ ФИПИ 2024: задание 4 (тест 2)

Версия для печатиPDF
Задание 1 17985

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б)  Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В)  Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

1)  Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.

2)  Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.

3)  Хорошая книга  — это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.

4)  Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.

5)  Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух,  — всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.

Задание 2 17991

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б)  Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

1)  Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.

2)  Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.

3)  Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.

4)  Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.

5)  Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.

Задание 3 17997

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б)  Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1)  Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.

2)  Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.

3)  Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.

4)  Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.

5)  Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.

Задание 4 18003

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

1)  Хорошо лежать в траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

2)  Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.

3)  Тонкая верба, посаженная на деревенских огородах, зацветает обычно, когда ещё лежит в лесах снег, и служит верным признаком прихода весны.

4)  Известный писатель К.И. Чуковский писал: «А.С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».

5)  Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.

Задание 5 18009

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б)  Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В)  Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

1)  Работа в море требует от людей мужества, слаженности и быстроты.

2)  Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.

3)  И пенится, и ходит океан, и в берег бьёт волной безумной.

4)  И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый.

5)  Всё короче и короче становились ночи, а дни становились длиннее и длиннее.

Задание 6 18015

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В)  Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.

1)  Байкал ‒ величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.

2)  Стремясь понимать другого человека, мы обретаем и опыт самопознания, начинаем глубже понимать самих себя.

3)  В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст  — взбираться и съезжать было хорошо.

4)  Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками.

5)  Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие  — появиться.

Задание 7 18021

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

2) И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.

3) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.

4) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки.

5) Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.

Задание 8 18027

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

Б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

В) Вводное слово выделяется запятыми.

1) Пыль так и осталась с лета и лежала толстым слоем на солнечных часах, статуях, мраморных скамеечках – везде.

2) В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.

3) Весь день прошёл как нельзя лучше: мы радовались и веселились, как дети.

4) Некоторые, например, считают, что красный мухомор – самый яркий обитатель леса.

5) «Ух, как я пустилась бежать!» – вспоминала историю, произошедшую с ней ещё в детстве, бабушка.

Задание 9 18033

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В) Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

1) Дядя осторожно переходит улицу, отворяет дверь – дверь визжит, дребезжат стёкла.

2) Лишённый книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.

3) Я стоял перед матерью, сгорая от стыда, и сквозь слёзы видел, как печально потемнело её лицо.

4) Снегири забавно расхаживали по снежному насту, взлетали на сучья кустарников, тепло одетых инеем, и качались на них, как живые цветы.

5) Анютины глазки – популярные цветы, считающиеся во Франции символом верности.

Задание 10 18039

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1) Большой Императорский дворец в Царском селе имел уникальную достопримечательность – Янтарную комнату.

2) Опираясь на разработанную им систему химических элементов, Д.И. Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов, описал их важнейшие свойства.

3) Память – это способность человека запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.

4) Бледное небо синело, звёзды то мигали слабым светом, то исчезали.

5) Над полем, засеянным рожью, медленно кружит сова – грызуны попрятались в траве, замерли.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.