ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 15

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Задание 2 18069

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) потенциал огромен (предложение 1)
2) он заключён (предложение 2)
3) превышает показатели (предложение 3)
4) возможности имеются (предложение 4)
5) обладают ресурсами (предложение 5)

Задание 3 10932

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Задание 4 17998

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

Б)  Приложение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

В)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

1)  Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные.

2)  Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.

3)  Хотел рисовать  — кисти выпадали их рук; пробовал читать  — глаза не видели строк.

4)  И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.

5)  Вдруг мужики с топорами явились  — лес зазвенел, застонал, затрещал.

Задание 5 17868

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.

Задание 6 11064

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – наречие, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
2) ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПУТАНЫЙ (ответ) – в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
4) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) МОЛОДЦЕВАТЫЙ (вид) – в суффиксе прилагательного после мягкого согласного пишется буква Е.

Задание 7 18167

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Люблю май. За его имя, лёгкое, летящ..(1)е, как шёлковая лента, разв..(2)вающаяся на ветру. В мае всё пробуждается к жизн..(3). Каждая травинка тян..(4)тся к солнцу. Природа пр..(5)меряет свои летн..(6)е наряды, не ж..(7)лея красок, пр..(8)ображает всё вокруг. В мае что-то обновляется и в самих людях: становится радостно на душе, на лицах чаще можно увид..(9)ть улыбки.

Задание 8 17917

Раскройте скобки и запишите слово «месяц» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Летние (месяц): июнь, июль, август – самые тёплые в году.

Задание 9 2132

Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст В.П. Крапивина

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11) В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17) Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22) Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

– (24)Заблудились?

– (25)Мне надо на Кара-Сук, – сказал Сергей.

– (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

– (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

– (29)Случается… (30)Есть хотите?

– (31)Хочу.

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

– (33)Ты, что же, здесь один?

– (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

– (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

– (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

– (41)Спасибо, ̶ сказал Сергей, протягивая кружку.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

– (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

– (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51) Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

– (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

– (55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

(По В.П. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович
(род в 1938 г.) –
советский и российский детский писатель.
Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества»,
«Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».
Некоторые произведения писателя экранизированы.


Задание 10 18365

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.
2)  Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.
3)  Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.
4)  Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.
5)  Сергей поблагодарил мальчика за помощь.

Задание 11 18366

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.
2)  Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.
3)  Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.
4)  Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.
5)  Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

Задание 12 18367

В предложениях 2−9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.