ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 35

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, изучен он явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный снизу приходит ему на смену. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче.

Задание 2 15416

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) один на Земле (предложение 1)
2) существование было бы невозможным (предложение 2)
3) необходимо (предложение 3)
4) есть причина (предложение 4)
5) усложняет исследование (предложение 5)

Задание 3 18110

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 сказуемое простое глагольное.
2) Предложение 2 простое, нераспространенное.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
5) В предложении 5 содержится 2 (две) грамматические основы.

Задание 4 18018

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б)  Вставная конструкция может выделяться с помощью тире.

В)  Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

1)  Один раз  — это было в середине зимы  — мы с друзьями, не договариваясь заранее, встретились в центре города.

2)  Бывало, то отпрянут волжские волны от набережной в Саратове, то опять они к ней приблизятся.

3)  Книги  — корабли мысли, странствующие по волнам времени.

4)  Я хотел приняться за работу  — не смог, хотел ничего не делать и не думать  — не удалось.

5)  Чтобы стать счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

Задание 5 18243

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Пётр Николаевич Сигунов – автор книг (1) Лесное счастье (2), (3) Таёжные незабудки (4) и других. Через всю жизнь Пётр Николаевич пронёс любовь к родному краю – (5) Липецкой области (6). Вспоминая окрестности своей деревни, он пишет в одной из своих книг: (7) Я любил поудить в тихих заводинках студёной речушки Ястребинки, половить самодельным сачком серебристых карасей (8). Мне нравилось собирать в густой зелёной дубраве весенние ландыши, синие резные колокольчики, оранжевые купавы (9).

Задание 6 12572

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  2. РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной в суффиксе причастия определяется принадлежностью  к спряжению глагола.
  3. БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
  4. НЕСМЫШЛЁНЫЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
  5. (ошибки) ИСПРАВЛЕНЫ – в краткой форме причастия пишется одна буква Н.
Задание 7 18187

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Жёлтый одуванчик. В течени..(1) лета не выб..(2)решь дня, в который нельзя было бы увид..(3)ть эти цветы. Но в мае разл..(4)вается их первая, самая яркая волна. Говорят, что всякий цветок похож на солнце. Рассматр..(5)вая озёра цветущ..(6)х одуванчиков, невозможно освободиться от впеч..(7)тления, что художник-г..(8)гант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызг..(9)вал его по зелёной земле.

Задание 8 17945

Раскройте скобки и запишите слово «аэрозоль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Перед тем как отправиться в лес, обработайте одежду (аэрозоль) для защиты от насекомых.

Задание 9 12410

Замените словосочетание «бумажные голуби», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Ю.Т. Грибова

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовёшь, куда ведёшь...

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,
Уж не воротишь, не вернёшь...

(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

(По Ю.Т. Грибову)*
* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель


Задание 10 12524

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В своём творчестве Н.А. Некрасов воспел красоту верхневолжской природы.
2) Через сто лет люди придумают новые машины, побывают на Марсе, посадят новые леса.
3) Пассажиры баржи были родом из одного хутора.
4) Природа помогла людям почувствовать вечную красоту.
5) Красота живёт в сердце каждого человека.

Задание 11 12525

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
2) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.
3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.
5) И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.

Задание 12 12526

В предложениях 10–15 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.