ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 36

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Задание 2 17673

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) биология и проблемы приобретают (предложение 1)
2) разрабатывались методы (предложение 2)
3) возникло убеждение (предложение 3)
4) рождается ядро (предложение 4)
5) он остаётся (предложение 5)

Задание 3 10986

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3) В предложении 3 содержится 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.

Задание 4 18019

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.

2) Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья.

3) В Стокгольме есть музей одного экспоната – корабля «Васа», единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95 %.

4) В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки.

5) Существует мнение, что состояние здоровья человека на 90 % зависит от условий жизни и лишь на 10 процентов – от медицины.

Задание 5 12208

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Митрополичьи палаты в Ярославле (1) памятник архитектуры (2) заслуживающий внимательного осмотра и снаружи (3) и внутри. Они были построены в XVII веке (4) как резиденция митрополита ростовского и ярославского Ионы. С тех самых времён (5) они представляют собой (6) типичную для того времени городскую усадьбу. Двухэтажное здание самих палат (7) два флигеля (8) хозяйственные постройки и ещё домóвая церковь святителя Леонтия Ростовского (9) все эти архитектурные сооружения привлекают внимание туристов.

Задание 6 13778

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ВИДЯТ – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ЯТ.
  2. ПРИПЛЫТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
  3. НИСХОДЯЩАЯ (линия) – в слове приставка НИС-, которая пишется всегда одинаково независимо от произношения.
  4. ВО ВРЕМЕНИ – в окончании формы предложного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И.
  5. ЗАГОРЕВШИЙ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
Задание 7 18188

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Мы часто говорим «врем..(1)на Чехова», но вкладываем в эти слова пр..(2)имущественно книжное представление. Атмосфера этой эпохи, слагавш..(3)яся из неисч..(4)слимых черт, почти потер..(5)на для нас. В качестве св..(6)детельств остались произведения искусства, историч..(7)ские документы, комплекты пожелтевших газет, воспом..(8)нания людей, старинные пр..(9)дания, предметы быта.

Задание 8 17946

Раскройте скобки и запишите слово «четыреста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В зале, где должен был выступать известный артист, собралось около (четыреста) человек.

Задание 9 12455

Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст И.Л. Муравьёвой

(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2)Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.

(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.

(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.

(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!).

(11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.

(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто.

(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.

(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.

(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.

(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.

(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.

(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.

(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.

(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.

(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?

(По И. Муравьёвой)*
* Муравьёва Ирина Лазаревна
– современная писательница,
лауреат литературных премий.


Задание 10 17873

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Дед рассказчицы заботился о своём здоровье и поэтому регулярно проводил время на свежем воздухе.
2)  Девочка боялась гулять с «группой», потому что её обижали другие дети.
3)  Воспитательница Вера Григорьевна приучала детей к самостоятельности, поэтому запрещала родителям находиться рядом с «группой».
4)  Дед хотел, чтобы его внучка знала, что он всегда рядом, и не плакала, поэтому каждый день сидел на лавочке в сквере, где гуляла «группа».
5)  Во имя любви к внучке дедушка был готов пожертвовать своим комфортом.

Задание 11 17874

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1)  Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.
2)  Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
3)  Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.
4)  Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.
5)  Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

Задание 12 17875

В предложениях 18-24 найдите антоним к слову «грустно». Выпишите этот антоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.