ЕГЭ 2024: Вариант 6

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне в ней мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор всё писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое. Ну вот Вам реляция об моих занятиях: не мог не рассказать.

Вы пишете мне кое-что о литературе. За нынешний год я почти ничего не читал. Скажу Вам и свои наблюдения: Тургенев мне нравится наиболее – жаль <…>, что при огромном таланте в нём много невыдержанности. Л.Т. мне очень нравится, но, по моему мнению, много не напишет (впрочем, может быть, я ошибаюсь). Островского совсем не знаю, ничего не читал в целом, но читал много отрывков в разборах о нём. Он, может быть, знает известный класс Руси хорошо, но, мне кажется, он не художник. К тому же, мне кажется, он поэт без идеала. Разуверьте меня, пожалуйста, пришлите мне, ради Бога, что получше из его сочинений, чтоб я мог знать его не по одним критикам.

Писемского я читал «Фанфарон» и «Богатый жених» – больше ничего. Он мне очень нравится. Он умён, добродушен и даже наивен; рассказывает хорошо. Но одно в нём грустно: спешит писать. Слишком скоро и много пишет. Нужно иметь побольше самолюбия, побольше уважения к своему таланту и к искусству, больше любви к искусству. Идеи смолоду так и льются, не всякую же подхватывать на лету и тотчас высказывать в книге, спешить высказываться. Лучше подождать побольше синтезу-с; побольше думать, подождать, пока многое мелкое, выражающее одну идею, соберётся в одно большое, в один крупный, рельефный образ, и тогда выражать его. Колоссальные характеры, создаваемые колоссальными писателями, часто создавались и вырабатывались долго и упорно.

(По Ф.М. Достоевскому)

Задание 1 18917

Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

Задание 2 18918

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)   ГЕРОЙ. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
2)   ЧИТАТЬ. Произносить с целью поучения, наставления. Ч. нотации, нравоучения.
3)   ХУДОЖНИК. Человек, который творчески работает в какой-нибудь. области искусства. Гениальный х. Х. слова (о писателе или артисте).
4)   ИДЕЯ. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. И. романа.
5)   РЕЛЬЕФНЫЙ. перен. Отчётливый, выразительный (книжн.) Рельефная речь. Рельефное изложение.

Задание 3 18919

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)   Цель автора  — дать профессиональную оценку литературным произведениям живым, понятным читателю языком, поэтому текст относится к научно-популярному подстилю.
2)   Использование метафор (сшиваю в целое; идеи… так и льются), эпитетов («крупный образ»; «колоссальные характеры») и метонимий (мог знать не по… критикам; Писемского я читал) способствует эмоциональности изложения и говорит о неофициальности отношений между адресантом и адресатом.
3)   Мысль в тексте развивается последовательно и поэтапно: от рассуждений об одном романе в первом (1) абзаце автор переходит к обзору ярчайших литературных имён современности, а в третьем (3) абзаце обобщает сказанное рассуждением о законах создания произведения искусства  — такой ход мысли характерен для официально-делового стиля.
4)   Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется группа слов из сферы искусства (комедии, роман, художник, поэт, образ и т. д.).
5)   Текст характеризуется использованием лексических повторов и вводных слов и сочетаний.

Задание 4 18920

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)   поднЯв
2)   довЕрху
3)   обострИть
4)   убрАла
5)   катАлог

Задание 5 18921

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В программу работ экспедиции был включён поиск ДЕЙСТВУЮЩИХ вулканов.
Моя работа проходила главным образом в широких БОЛОТИСТЫХ долинах речек.
Дом начинает приобретать ЖИЛИЩНЫЙ вид: полы украшает художественный паркет, стены – венецианская штукатурка, потолки – лепнина.
Во время ремонта у крыльца ОТГОРОДИЛИ половину участка для палисадника, обнесли низкой кованой решёткой.
И в самую тяжкую минуту за буйной и свирепой толпой каторжников встал в памяти Достоевского ВЕЛИЧАВЫЙ и кроткий образ крепостного мужика Марея.

Задание 6 18922

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Воображение играет главную скрипку и в научных, и в художественных творениях, но писатель подвластен лишь ограничениям, наложенным на него самим собой и культурой, в которой он живёт, в то время как из-за плеча учёного всегда смотрят на его деяния коллеги и сама Природа.

Задание 7 18923

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

подписанные ДОГОВОРЫ
без САПОГ
ОБОШЕДШИЙ препятствия
благодаря ЕЁ за помощь
три ДЕСЯТЫЕ процента

Задание 8 18924

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  ошибка в построении сложного предложения
Б)  неправильное построение предложения с причастным оборотом
B)  ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1)   Основные итоги диссертационного исследования были изложены ею в монографии «Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII веке», получившие высокую оценку известных учёных.
2)   Смотря на них – весёлых, беззаботных, с рюкзаками и гитарами, – чувствовалось, что все вопросы, волновавшие нас этой зимой, совершенно бессмысленны, невозможны и невероятны.
3)   Когда поэт Алексей Константинович Толстой написал балладу о князе Курбском и царе Иване Грозном, он решил передать речь Курбского так, чтобы она была как можно более далека от современного языка и как можно более напоминала ту старинную эпоху (хотя время Ивана Грозного – это не XII и не XIII, а «всего лишь» XVI век).
4)   Автор упоминает ссоры Тургенева с писателями: Достоевским, Толстым, Герценом, Фетом, – как бы задаваясь целью оправдать Ивана Сергеевича и доказать, что он был во всех случаях прав.
5)   Охваченный состраданием, я хочу подойти к ней, но нимфа вдруг поднимается и убегает, а на лице её отразится ужас, точно она увидела привидение.
6)   С моря, с востока, надвигалась ночь – пепельно-синяя, чистая, с большим розоватым облаком, слабо отражавшим широкое зарево степного заката и ещё более слабо отражавшимся в заштилевшем море.
7)   Александро-Невский собор был построен архитектором Александром Померанцевым по эскизам Виктора Васнецова в 1913–1917 годах, который находился на Миусской площади в Москве.
8)   Теперь конструкция храма должна была выдерживать не только вес основного купола с барабаном, но и других куполов.
9)   Медленно всплывали над пожарищем и уходили вверх клубящиеся столбы, и в том, что они были так безмолвны, когда внизу всё скрежетало, так неторопливы и величавы, когда внизу всё металось, была загадка и та же страшная неестественность, как и в розовой окраске неба.

Задание 9 18925

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   б..гряное (солнце), б..гатство, ур..внение
2)   брош..ра, параш..тный (шёлк), аж..рная (решётка)
3)   вопл..тить (в жизнь), погл..щение, проп..лоть (грядки)
4)   отж..мать (бельё), ц..ничный (поступок), вар..ативный
5)   отл..жить, подр..стковый, вым..кнуть (под дождём)

Задание 10 18926

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   пр..следователь, пр..высить (скорость), непр..взойдённый (образец)
2)   р..конструировать, д..зинфекция, вн..брачный
3)   ультр..звуковой, р..зыскивать, пр..российский
4)   двух..этажный, волеиз..явление, выб..ешься (из сил)
5)   обе..ценить, не..гибаемый, во..требованность

Задание 11 18927

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   будн..чный, солн..чный
2)   плам..неть, стуш..ваться
3)   глянц..во-чёрный, обессил..вший (от болезни)
4)   дымч..тый, врем..чко
5)   бел..зна, ветероч..к

Задание 12 18928

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  наде..вшийся (на удачу), помн..щий (наизусть)
2)  невид..мый, высп..мся
3)  (друзья) хлопоч..т, (дети) услыш..т
4)  пороч..щий (репутацию), грохоч..щий
5)  заброш..нный, чу..вший (беду)

Задание 13 18929

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

1)  Протасов не без основания считал себя цельным человеком, жил открыто, (НЕ)ТАЯ нажитого.
2)  И предо мной уже не забор, а гигантский театральный занавес, горящий, блещущий совершенно (НЕ)ЗНАКОМЫМИ мне красками.
3)  Лекции вызывали ажиотаж, и привлекало студентов (НЕ)БЛЕСТЯЩЕЕ знание предмета, а остроумие профессора и его умение импровизировать.
4)  (НЕ)ОГРАНИЧЕННАЯ стенами аквариума, рыба может вырастать до огромных размеров.
5)  Это открывает (НЕ)ДОСТУПНЫЕ ранее возможности для чрезвычайно эффективной защиты данных и надёжной идентификации пользователей.

Задание 14 18930

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1)  (В)НАЧАЛЕ я не признал в человеке в ватнике (В)МЕСТО пальто, в резиновых сапогах, поношенной стариковской ушанке писателя, которого ставил не ниже Бунина.
2)  Тётка играла главную роль, ходила по сцене в национальном костюме, в головном уборе (НА)ПОДОБИЕ кокошника и то ли пела, то ли декламировала (НА)РАСПЕВ.
3)  Михайлов тут же идёт (НА)ПОПЯТНУЮ, но в ТО(ЖЕ) время хитро улыбается.
4)  Не понимаю, зачем я заставляла себя проводить столько времени с самыми никчёмными людишками, словно наказывая себя за то, (ОТ)ЧЕГО уже (И)ТАК пострадала.
5)  (НА)КОНЕЦ мне пришло в голову броситься в воду со скалы, чтобы глубже нырнуть (ЗА)СЧЁТ инерции прыжка.

Задание 15 18931

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В двух гости(1)ых мебель была с бронзовою отделкою на точё(2)ых ручках и ножках, обитая малиновым штофом и всегда подкрахмале(3)ыми до хруста домотка(4)ыми чехлами; стены были завеше(5)ы стари(6)ыми фамильными портретами; в углублении большой залы, над диваном, висел портрет самого Николая Петровича, в мундире, пудре(7)ом парике с косою, с дерзким выражением холё(8)ого лица, и рядом  — портрет Александры Петровны Струйской, тогда ещё молодой, ухоже(9)ой красавицы.

Задание 16 18932

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  То ли от болезни то ли от природы он был человеком обескураживающе целомудренным и каким-то несовременным.
2)  Старички в пенсне и старушки предлагали на продажу вечерние платья из чёрного материала со стеклярусом жёлтые бумажные розы и мундиры со споротыми погонами и галунами.
3)  Шапки опушённых снегом ослепительно-белых кустов напоминали растрёпанные детские головы.
4)  С утра повалил густой ломавший ветки деревьев снег и к вечеру насы́пало его по колено.
5)  Я скатываюсь по лестнице и с разбега окунаюсь в дрожащее марево июльского зноя и небо с тихим шорохом осыпается в луга и вспыхивает среди трав резными лепестками васильков.

Задание 17 18933

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Окончательно ошалев от своих горестных мыслей (1) старуха несколько раз охранительно перекрестилась (2) и (3) обругав себя (4) принялась заваривать (5) славящийся на всю округу ароматом и вкусом (6) чай, воду для которого она кипятила (7) опустив в чайник большую серебряную гирьку (8) припаянную к длинному стержню (9) расписанному замысловатым мелким узором.

Задание 18 18934

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложениях должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне (1) к сожаленью (2) ничего не изменить,
потому что (3) в этой драме, будь (4) ты (5) шут (6) или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу,
по возможности достойно доиграть своё хочу  —
ведь (7) не мелкою монетой, жизнью собственной плачу
и за то, что горько плачу, и за то, что хохочу.

(По Ю. Д. Левитанскому)

Задание 19 18935

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

В то время как (1) Античность и Средние века не замечали (2) насколько прекрасно самому определить своё место во Вселенной (3) Новое время и наше «сегодня» в значительной мере потеряли понимание того (4) что самоопределению человека поставлены сравнительно узкие границы (5) и (6) что человек даже в этих границах (7) обычно жалким образом не справляется со своей задачей.

Задание 20 18936

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Он поверить не мог (1) что у удачливого Глеба (2) что-то может не заладиться (3) и вспоминал притворно беспечное лицо (4) за которым угадывалась настоящая боль и мольба о помощи (5) но (6) когда раскрыл рот (7) взрослые его оборвали и посмотрели укоризненно и печально.

Задание 21 18937

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. (2)Молодой империи нужна была прежде всего своя Античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. (3)Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. (4)Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что всё это было, и они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. (5)Поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю: «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами ещё выбитое?»

(6)Первые книги, посвящённые российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. (7)В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м – «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. (8)Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, латинских хронистов и византийских географов, нескольких летописей, а также живого фольклора.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Водолазкина Е.Г.

(1)Придя в Пушкинский Дом четверть века назад, на большом дубовом шкафу, служащем в Отделе древнерусской литературы доской объявлений, я увидел примечательный документ. (2)Он был озаглавлен «Не рекомендуется» и подписан заведующим Отделом Д. С. Лихачёвым. (3)Своим сотрудникам Дмитрий Сергеевич не рекомендовал «1. Говорить и писать "информация“ там, где можно просто сказать "сведения“ ; 2. Говорить и писать "практически“ там, где можно сказать "по большей части“, "в большинстве случаев“ и т. д.». (4)Напечатав первые строки на машинке, Лихачёв затем продолжал список от руки, регулярно добавляя в него очередные пункты.

(5)Со временем этот список сменился другим, обновлённым, и по просьбе заведующего все мы приняли участие в его составлении. (6)Там оказались слова «качественно» в значении «высококачественно», «переживать» в значении «волноваться», «волнительно» и много чего другого.

(7)На одном из моих первых докладов в Пушкинском Доме Лихачёв также попросил меня не употреблять выражение «честно говоря» («Разве всё остальное вы говорите нечестно?»  — спросил академик). (8)Поблагодарив за поправку, я (честно говоря) испытал в тот момент некоторые сомнения в её справедливости. (9)А теперь, спустя годы, соглашаюсь: есть в этом выражении какое-то жеманство. (10)В целом же, как я теперь понимаю, содержание всех тогдашних списков и поправок отражало относительно благополучное состояние языка накануне больших перемен.

(11)Вспоминая, как строго Дмитрий Сергеевич следил за нашей речью, я не могу представить себе человека, имеющего большее право наставлять в области русского языка. (12)Лихачёву оно было дано не одним лишь его научным и общественным статусом. (13)Это было особое право того, кто за любовь к буквам отсидел срок на Соловках: внимание обвинителей привлёк его доклад «О некоторых преимуществах старой русской орфографии». (14)Того, кто, в сущности, олицетворял собой понятие нормы  — и в речи, и в жизни. (15)Нормы в её глубинном, я бы сказал, основополагающем смысле. (16)Говорил и писал Лихачёв очень просто, так просто, как это может позволить себе человек, мысль которого уже не нуждается в орнаменте.

(17)Размышления о современном состоянии русского языка я не случайно начал с упоминания о Лихачёве. (18)Говоря об изменениях, произошедших в нашей речи за последние два десятилетия, для со(противо)-поставления мне хотелось предложить нечто из области бесспорного  — чтобы не потерять масштаба. (19)Что же до списка нерекомендованных слов, то он в нашем отделе больше не висит. (20)Не потому, что кто-то из нас стал относиться к языку менее внимательно. (21)Просто этих слов возникло такое множество, что никакого шкафа для них теперь не хватит.

(22)В области русской речи произошло землетрясение. (23)Если учесть наплыв новой лексики, можно говорить и о потопе  — как кому нравится. (24)Важно следующее: то, что в общественно-политической сфере фиксировалось как изменение строя, распад СССР, перемены в структуре общества, миграция населения, новая фаза научно-технической революции и т. д.,  — имело и своё языковое измерение. (25)Потрясения в области языка оказались не меньшими, чем на полях сражений, потому что во всех без исключения сферах бытия люди пользовались языком. (26)В девяностые годы пресловутое бытие наотрез отказалось определяться сознанием. (27)Оно вышло из-под контроля, стало на дыбы и рухнуло на наше бедное сознание с его главным инструментом  — языком. (28)Теперь, когда пыль, что называется, осела, вполне уместно оценить возникшие в языке изменения и подумать, как нам с ними быть.

(По Е. Г. Водолазкину*)
* Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.)  
— русский писатель и литературовед; доктор филологических наук.

Задание 22 18938

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)   Д.С. Лихачёв рекомендовал своим сотрудникам не использовать иноязычную лексику там, где можно было использовать исконно русскую.
2)   По мнению рассказчика, возможность видеть и исправлять единичные ошибки в речевой практике говорила о сравнительно стабильной языковой норме.
3)   Доклад Лихачёва о сравнении двух орфографий (дореволюционной и послереволюционной) стал причиной соловецкого заключения учёного.
4)   В ходе социальных изменений стремление к точности речи у сотрудников Пушкинского дома угасло.
5)   В 90-е годы XX века в России бытие перестало определять собой сознание.

Задание 23 18939

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)   Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.
2)   Предложения 5–7 содержат описание.
3)   В предложениях 17–18 представлено рассуждение.
4)   Предложения 24–25 поясняют, раскрывают содержание предложений 22–23.
5)   Предложение 27 противопоставлено по содержанию предложению 26.

Задание 24 18940

Из предложений 26–27 выпишите один фразеологизм.

Задание 25 18941

Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 18942

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Восхищение академиком Д. С. Лихачёвым писатель выражает с помощью такого тропа, как (А)_________ ("мысль… не нуждается в орнаменте" в предложении 16), и такого синтаксического средства, как (Б)__________ (в предложениях 12, 14). Такой приём, как (В)__________ (в предложениях 8−9), говорит о сильном влиянии наставника на рассказчика, свидетельствует об уважении, пронесённом сквозь годы. Однако светлые воспоминания сменяются сдержанной тональностью учёного, когда заходит речь о современности, и для последнего фрагмента характерно использование такого лексического средства, как (Г)_________ ("фиксировалось" и "миграция" в предложении 24, "бытие" в предложении 26)».

Список терминов

1)   книжная лексика
2)   инверсия
3)   метафора
4)   лексический повтор
5)   диалог
6)   эпитет
7)   антитеза
8)   ряд однородных членов предложения
9)   эмоционально-оценочная лексика

Источник: 
СтатГрад, Тренировочная работа 3, вариант 2
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.