Вариант 12

ОГЭ 2017

Текст О.Ю. Роя

(1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало. (3)Запах молотого кофе всегда наводит его на эти воспоминания...

(4)Дома у них, по правде говоря, кофе не водился. (5)Насколько Андрей помнил, ни мать, ни отец его не пили. (6)Не любили? (7)Или попросту отказывались из соображений экономии, считали, что дорого? (8)Сейчас даже в голове не укладывается, как они жили тогда, но ведь жили же как-то... (9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали. (10)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

(11)А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.

(12)Дефицитным продуктом бабулю обеспечивала соседка Нина, продавщица овощного отдела в гастрономе на углу. (13)Она приносила бабушке плотные коричневые бумажные пакеты с кофейными зёрнами.

(14)Ни бабушки, ни Нины давно нет на свете, а воспоминания остались, да какие яркие и почти осязаемые! (15)О том, как бабушка, такая вся домашняя и уютная, в собственноручно сшитом зелёном клетчатом фартуке, распечатывает на кухне хрустящий пакет и высыпает твёрдые зерна в ручную кофемолку. (16)Маленький Андрей тут как тут. (17)Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную. (18)Но ещё больше хочется, чтобы бабушка разрешила взять одно зёрнышко. (19)Вкус разгрызенного кофейного зерна всегда очень нравился Андрею: он напоминал шоколад и в то же время казался каким-то другим, даже ещё лучше, чем шоколад.

(20)Ну и конечно – запах! (21)Чаще всего маленький Андрей, когда оставался у бабушки, просыпался именно от него, и он до сих пор помнит то радостное ощущение на границе меж сном и явью, когда так трудно открыть глаза и ты ещё не понимаешь, отчего это так хорошо на душе... (22)И лишь потом, разлепив наконец веки, осознаёшь, что это бабушка в кухне готовит кофе, а впереди целый долгий безмятежный день, счастливый и беззаботный...

(23)Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? (24)Может быть, потому, что у бабушки ему действительно было хорошо? (25)Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием, с постоянными родительскими ссорами, с мамиными криками и слезами. (26)У бабушки же, куда его часто привозили на выходные, всё было не так. (27)Здесь было тихо и спокойно, никто Андрюшку не ругал и не кричал на него. (28)Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь. (29)И он так любил слушать её истории.

(По О. Ю. Рою) *
* Рой Олег Юрьевич
(род. в 1965 г.) – современный российский писатель.


Задания:

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему запах кофе был для Андрея особенным запахом?»

1) Когда Андрей был маленьким, дома у них кофе не водился.
2) «Вкус разгрызенного кофейного зерна всегда очень нравился Андрею: он напоминал шоколад и в то же время казался каким-то другим, даже ещё лучше, чем шоколад».
3) Кофе в те годы, когда Андрей был маленьким, был дефицитным продуктом, и его трудно было достать.
4) Запах кофе был связан с воспоминаниями о бабушке, в доме которой маленький Андрей чувствовал себя счастливым.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?

1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?
2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.
3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.

4. Из предложений 15—17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 11—19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово «нынешним» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «бумажные пакеты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 17.

9. Среди предложений 23—28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.

Интересно,(1) отчего эти незамысловатые,(2) но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? Может быть,(3) потому,(4) что у бабушки ему действительно было хорошо? Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, (5) с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад,(6) потом в школу,(7) с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием,(8) с постоянными родительскими ссорами,(9) с мамиными криками и слезами.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

А вот бабушка,(1) мамина мама,(2) та не могла жить без кофе,(3) и священный бабушкин кофейный ритуал,(4) когда в её квартиру вселялся дух кофе,(5) завораживал Андрюшу.
Дефицитным продуктом бабулю обеспечивала соседка Нина,(6) продавщица овощного отдела в гастрономе на углу.

13. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 23—28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.


Сочинение-рассуждение: 
Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ, вариант E248DD