Вариант 38

Версия для печатиPDF
ОГЭ 2017

Текст

(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали заранее. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

(6)Что же будет ребятам на первое?

– (7)Бульон куриный?

– (8)Борщ украинский?

– (9)Щи зелёные?

– (10)Суп гороховый?

– (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

– (24)Макароны по-флотски?

– (25)Жаркое?

– (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.

(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?

– (35)Компот из черешни?

– (36)Запеканка из яблок?

– (37)Апельсины?

– (38)Желе или суфле?

(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.

– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа

(По С.П. Алексееву)∗
∗ Алексеев Сергей Петрович
(род. в 1922 г.) – русский  писатель,
раскрывающий в своём творчестве события четырёх веков российской истории


 

Задания:

Задание 2 # 2750

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дети из детского дома радовались праздничному обеду?»
Показать текст

  1. Потому что впервые в блокадном Ленинграде на первое подавали украинский борщ.
  2. Потому что обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.
  3. Потому что Миша Кашкин заранее знал, какие блюда будут давать на обеде.
  4. Потому что блокадные дети не знали, что такое праздничный обед.
Задание 3 # 2751

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»

  1. олицетворение
  2. фразеологизм
  3. эпитет
  4. сравнительный оборот
Задание 4 # 2738

Из предложений 1–5 выпишите слова, в которых приставка пишется всегда одинаково независимо от произношения.
Показать текст

Задание 5 # 2739

Из предложений 12–17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н, пишется НН».
Показать текст

Задание 6 # 2740

Замените разговорное слово «пронюхал» (предложение 17) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Показать текст

Задание 7 # 2741

Замените словосочетание «котлеты из хвои», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8 # 2742

Выпишите грамматическую основу предложения 32.
Показать текст

Задание 9 # 2743

Среди предложений 17–30 найдите предложение, осложнённое обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Показать текст

Задание 10 # 2744

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

О том,(1) что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием,(2) ребята детского дома знали заранее. Директор дома,(3) Мария Дмитриевна,(4) так и сказала:
Сегодня,(5) ребята,(6) полный у нас обед: первое будет,(7) второе и третье.

Задание 11 # 2745

Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Показать текст

Задание 12 # 2746

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Нет,(1) не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов,(2) совсем другие супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав,(3) которые нередко бывали горькими,(4) вяжущими. Ошпаривали их кипятком,(5) выпаривали и тоже использовали для еды.

Задание 13 # 2747

Среди предложений 1–15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Показать текст

Задание 14 # 2748

Среди предложений 42–52 найдите сложное бессоюзное предложение. номер этого предложения.
Показать текст

Сочинение-рассуждение: 
Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ, вариант 50886F