ВПР 2017: вариант 8

Версия для печатиPDF
ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3391

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст М. Пришвина

Поз..ней осен..ю увид..ш..(1) то белый снег то ч..рную землю. В..сной (из)пр..талин зап..хн..т(2) землёй а осен..ю снег..м.

Ре(т,д)ко бывает, что пр..глян..т со..нце на какой-нибудь час. Тогда б..лышое удовольствие (до)ставля..т нам д..сяток уже за­мёр..ших но уц..левших от бурь лист..ев на иве или очень маленький цветок (под)ногами(3).

Я н..клоняюсь к голубому цветку и с уд..влением узнаю ива­на.(4) Это один иван остался от двойного цветка, всем извес..ного ивана-да-марьи.

Настоящий цветок ж..лтая марья. Это от марь.. упали на осенн.. землю смена, чтобы в новом году опять п..крыть её иванами и марьями.

(По М. Пришвину)

Задание 2 # 3392

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3393

Поставьте знак ударения в следующих словах.

перезвонит, средства, цепочка, километр

Задание 4 # 3394

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Суровый декабрь намёл в лесу сугробы, повесил снеговые шапки.

Задание 5 # 3395

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Нина проговорила дождь пойдёт
  2. Валерка прокричал что надо бежать домой
  3. По словам местных жителей дожди в этой местности редкие гости
  4. Ребята скорее прячьтесь под крышу
Задание 6 # 3396

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить недос­тающий знак препинания / знаки препинания. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Хорош лес в зимнем уборе!
  2. Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.
  3. Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки, ромашки, оду­ванчики.
  4. Огненные настурции вились по огородам и по стенам домов.
Задание 7 # 3397

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.
  2. Зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.
  3. Вспыхивают и гаснут снежные искры.
  4. Ясная берёза распустила светлые косы и блестит на солнце неж ной берестой.
Задание 8 # 3398

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Ю. Яковлева

(1)Hocopor спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжёлую голову. (2)Его закрытые глаза затерялись в складках ко­жи. (З)Интересно, что снится носорогу — родная жаркая Африка или сердитая старушка в синем халате?

(4)Алексей Бочаров стоял перед клеткой и ждал, сжимая в ру­ке бутерброд с розовой колбасой. (5)А потом он просунул сквозь пру­тья голову, сколько позволяла шея, и позвал:

— (б)Носик, Носик, Носик!

(7)Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки. (8)Глаза носорога оказались большими, внимательными, насторо­женными. (9)Они смотрели на мальчика и светились радостью.

— (10)Носик, хочешь колбаски? — крикнул мальчик и протя­нул руку, в которой был зажат его завтрак.

(11)Носорог встал на ноги — у него это получилось легко и бес­шумно, словно огромная туша весила сущие пустяки, — и медленно двинулся к мальчику. (12)Он шёл, и его лопатки, как шары, перека­тывались под толстой кожей. (13)Кожа была рыжеватой, как броня, слегка проржавевшая от долгих дождей. (14)На морде сверкали два острых рога, один подлиннее, другой покороче.

(15)В этот момент мальчик понял, что носорог — самый кра­сивый зверь на свете и что за его грозной внешностью скрывается доброта и кротость. (16)Если к нему относиться по-человечески, он не пустит в ход свои страшные рога.

(По Ю. Яковлеву)

Задание 9 # 3399

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что носорог может вызвать страх? Запишите ответ.

Задание 10 # 3400

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13−14 текста. Запишите ответ.

(13)Кожа была рыжеватой, как броня, слегка проржавевшая от долгих дождей. (14)На морде сверкали два острых рога, один подлиннее, другой покороче.

Задание 11 # 3401

В предложениях 1−2 найдите слово со значением «неровности, волнообразные изгибы». Выпишите это слово.

(1)Hocopor спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжёлую голову. (2)Его закрытые глаза затерялись в складках ко­жи.

Задание 12 # 3402

В предложениях 7−9 найдите антоним к слову «печаль» и выпишите его.

(7)Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки. (8)Глаза носорога оказались большими, внимательными, насторо­женными. (9)Они смотрели на мальчика и светились радостью.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 4