ВПР 2017: вариант 9

ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3407

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст И. Тургенева

В..черн..я заря д..горала. Нач..л ра(с,сс)тилат..ся туман(3). Я решил вернут..ся домой. Быстрыми шагами м..новал зар..сли кус­тов. Я осмотрел окрес..ность и спустился с холма. Высокая тр..ва (на)дне д..лины б..лела ровной скатерт..ю.

Я (вы)шел на опушку и п..шёл чере(з,с) поле.(4) Трудно было проб..рат..ся по у(с,з)кой(1) тропинк.. . Кругом р..сла высокая рож.. . Ноч..ная птица пр..мчалась и коснулась меня крылом.

Но вот на вечерн..м небе стали заж..гат..ся звёзды. Забл..стел(2) серп молодо(в,г)о месяца.

Теперь я узнал дорогу и предпол..гал что дом находит..ся ря­дом.

(По И. Тургеневу )

Задание 2 # 3408

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3409

Поставьте знак ударения в следующих словах.

грушевый, черпать, договор, ободрить

Задание 4 # 3410

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Появилась на яблоне завязь, а к осени из завязи сделались плоды.

Задание 5 # 3411

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Все говорили что луг золотой
  2. Задрожала яблонька и думает теперь-то я совсем пропала
  3. Зачем это ёжику газета понадобилась
  4. Входи Зина он уже ушёл
Задание 6 # 3412

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

  1. Сколько тебе лет Антипыч?
  2. Вот этот плач и не могла выносить Травка.
  3. Встревоженный чибис с круглыми чёрными крыльями и белыми подкрыльями кричал в лесу.
  4. Сороки заметили перекличку воронов и застрекотали.
Задание 7 # 3413

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Солнце поднялось повыше и пёстрые цветочки печально накло­нились к земле.
  2. Садовник выкопал яблоньку осторожно и корешков не повре­дил.
  3. Летом этих птиц можно было увидеть на полях и на лугах.
  4. Скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и ста­ли жить хорошо.
Задание 8 # 3414

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Б. Житкова

(1)Мы приехали утром, когда вытягивали невод. (2)Море было совсем спокойное, как вода в блюдце. (З)Невод уж подходил к кон­цу, и на берег вытащили вместе с рыбой целую ватагу морских ра­ков — крабов. (4)Они, как крупные пауки, ловкие, быстро бегают.

(5)Вдруг я смотрю: среди всей этой кутерьмы спокойно идёт наша Мурка. (6)Она ловко откидывала крабов с дороги. (7)Подцепит его лапой сзади, где он достать её не может, и швырк прочь. (8)Краб встаёт на дыбы, пыжится, лязгает клешнями, как собака зубами, а Мурка и внимания не обращает, отшвырнёт, как камешек.

(9)Четыре взрослых котёнка следили за ней издали, но сами боялись и близко подойти к неводу. (10)А Мурка залезла в воду, во­шла по шею, только голова одна из воды торчит. (11)Идёт по дну, а от головы вода расступается.

(12)Кошка лапами нащупывала на дне мелкую рыбёшку, что уходила из невода. (13)Эти рыбки прячутся на дно, закапываются в песок — вот тут-то их и ловила Мурка. (14)Нащупает лапкой, под­цепит когтями и бросает на берег своим детям. (15)А они уж совсем большие коты были, а боялись и ступить на мокрое. (16)Мурка им приносила на сухой песок живую рыбу, и тогда они ели и зло урчали.

(По Б. Житкову)

 

Задание 9 # 3415

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Мурка была смелой кошкой? Запишите ответ.

Задание 10 # 3416

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9−11 текста. Запишите ответ.

(9)Четыре взрослых котёнка следили за ней издали, но сами боялись и близко подойти к неводу. (10)А Мурка залезла в воду, во­шла по шею, только голова одна из воды торчит. (11)Идёт по дну, а от головы вода расступается.

Задание 11 # 3417

В предложениях 5−7 найдите слово со значением «суета, беспорядок». Выпишите это слово.

(5)Вдруг я смотрю: среди всей этой кутерьмы спокойно идёт наша Мурка. (6)Она ловко откидывала крабов с дороги. (7)Подцепит его лапой сзади, где он достать её не может, и швырк прочь.

Задание 12 # 3418

В предложениях 9−11 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.

(9)Четыре взрослых котёнка следили за ней издали, но сами боялись и близко подойти к неводу. (10)А Мурка залезла в воду, во­шла по шею, только голова одна из воды торчит. (11)Идёт по дну, а от головы вода расступается.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 5