ВПР 2017: вариант 10

Версия для печатиPDF
ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3423

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст И. Тургенева

Но вот наступает веч..р. Заря з..пылала п..жаром и (об)хв..тила(2) полнеба.(4) Со..нце(1) садит..ся воздух вбл..зи как-то особенно пр..зрачен, словно ст..клянный.

Вд..ли ложит..ся мя(х,г)кий пар. Вместе (с)р..сой пада..т алый блеск на п..ляны. Они ещё недавно были облиты потоками жи(т,д)кого зол..та. От дерев..ев от кустов от высоких(3) стогов сена поб..жали длинные тени.

Со..нце село зв..зда з..жглась и др..жит в огнистом море з..ката. Вот оно бледне..т. Сине..т небо. О(т,д)дельные тени и(с,з)чезают воз­дух нал..вает..ся мглою.

Наступает ноч.. . За двадцать шаго(ф,в) уже не видно. Вон над ч..рными кустами край неба смутно ясне..т. Это во(с,з)ход..т луна.

(По И. Тургеневу)

Задание 2 # 3424

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3425

Поставьте знак ударения в следующих словах.

шарфы, красивейший, баловать, звонишь

Задание 4 # 3426

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы.

Задание 5 # 3427

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним
  2. Да как же это я сюда зашёл
  3. По словам Павла это кричала цапля
  4. Да где же это я повторил он опять вслух
Задание 6 # 3428

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

  1. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.
  2. А что такое Павлуша я вчера слышал вечером?
  3. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились.
  4. А разве вы знаете такую землю?
Задание 7 # 3429

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь краснеет узкими по­лосками гречиха.
  2. Ветер внезапно налетел и промчался.
  3. Небольшая ночная птица наткнулась на меня и нырнула в сто­рону.
  4. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней.
Задание 8 # 3430

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст И. Тургенева

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежа­ла впереди меня. (З)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала кра­сться, как бы зачуяв перед собою дичь.

(4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтиз­ной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда и сидел не­подвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

(6)Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, со­рвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зу­бастой раскрытой пасти. (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11)Мой Трезор остановился, попятился. (12)Видно, и он признал эту силу.

(13)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, бла­гоговея.

(14)Да; не смейтесь. (15)Я благоговел перед той маленькой ге­роической птицей, перед любовным её порывом.

(16)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(По И. Тургеневу)

Задание 9 # 3431

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, почему собака остановилась перед молодым воробьём? Запишите ответ.

Задание 10 # 3432

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.

(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Задание 11 # 3433

В предложениях 7−8 найдите слово со значением «добровольно от­казаться от чего-либо в пользу кого-либо». Выпишите это слово.

(7)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Задание 12 # 3434

В предложениях 8−9 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.

(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 6