ВПР 2017: вариант 12

ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3546

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст И. Тургенева

Я п..стоял(1) поднял пучок васильков и (вы)шел из рощ.. в поле. Со..нце стояло ни(с,з)ко на бледн..м небе. Лучи его поблёкли и пох..лодели. Они (не)сияли они разливались в..дянистым(2) светом.(4)

(До)вечера оставалось не более получаса а заря едва-едва заж..галась. Порыв..стый вет..р быстро мч..лся мне навстречу. Ст..р..на рощи вся др..жала и св..ркала. На красн..ватой(3) траве на былинках на солом..нках бл..стели и волновались бе(с,сс)численные нити осени..х паутин.

Мне стало грус..но. Скво..ь невесёлую улы(п,б)ку ув..дающей природы пр..крадывался унылый страх нед..лёкой зимы. Большое стадо голубей резво пр..н..елось с гумна и хл..потливо ра(с,сс)елось (по)полю — призн..к осени!

(По И. Тургеневу)

Задание 2 # 3547

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3548

Поставьте знак ударения в следующих словах.

повторит, кралась, дремота, процент

Задание 4 # 3549

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Назвали бабочку лимонницей за ярко-жёлтый, лимонный цвет.

Задание 5 # 3550

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Ветер зачем ты у последней ромашки обрываешь последние ле­пестки
  2. А что нам летним птицам делать сейчас на этой свободе
  3. Клюква ответила что она обижена на ребят
  4. Что за вредная птица возмутился Заяц
Задание 6 # 3551

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить недос­тающий знак препинания / знаки препинания. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Белки, куницы, лисы в тёплые зимние шубы переоделись.
  2. Ветер гудит в проводах и барабанит в окна.
  3. Хомяки, полевые и лесные мыши в норках зёрна на зиму запа­сают
  4. Горностаи, ласки и зайцы-беляки все белые халаты заказали.
Задание 7 # 3552

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Вечером за горами вдруг вспыхнул и долго горел розоватый свет.
  2. Клубился над водой багряный туман и чёрные чайки метались над ним.
  3. Мелкая рябь у берегов стала складываться из фиолетовых и зе­лёных пластинок.
  4. А мы бежим и ничего по пути не замечаем.
Задание 8 # 3553

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текcт 2

ВПР: текст Н. Сладкова

(1)Великий дирижёр всего живого — солнце. (2)Вот оно взмет­нуло лучи над горизонтом — и грянул хор. (З)Опустило вечерний луч, словно дирижёрскую палочку, и всё притихло. (4)Утихли голоса, чуть слышны шорохи листьев.

(5)Солнце скрылось за горизонт, погас свет, звуки дня сменяют тихие звуки ночи. (6)Во всех лесах из всех дупел летяги высунули глазастенькие головы. (7)Принюхиваются, шмыгая носами, чёрными глазами всматриваются в сумрак леса. (8)Исполнители ждут нового знака своего всесильного дирижёра. (9)Вот он подан — и все летяги разом выскакивают из дупел.

(10)А в утреннюю темнозорь, когда солнце ещё за другой поло­виной земли и нам ещё ничего не видно, оно снова подаёт особый знак своим диким детям: пора! (11)И все летяги во всех лесах дружно прячутся в дупла.

(12)Великий дирижёр, повелитель жизни: взмах лучей вверх — и всё пробудилось, лучи вниз — и всё снова спит. (13)Ритмы жизни, мелодия дня и ночи. (14)Солнце командует верзилой медведем и крохой летягой. (15)Рыбой, лягушкой, ящерицей. (16)Стеблем, листком и цветком. (17)И нами...

(По Н. Сладкову)

Задание 9 # 3554

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что всё живое утихло, стали чуть слышны шорохи листьев? Запишите ответ.

Задание 10 # 3555

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−17 текста. Запишите ответ.

(12)Великий дирижёр, повелитель жизни: взмах лучей вверх — и всё пробудилось, лучи вниз — и всё снова спит. (13)Ритмы жизни, мелодия дня и ночи. (14)Солнце командует верзилой медведем и крохой летягой. (15)Рыбой, лягушкой, ящерицей. (16)Стеблем, листком и цветком. (17)И нами...

Задание 11 # 3556

В предложениях 6−8 найдите слово со значением «полумрак, неполная темнота, при которой можно ещё различать предметы». Выпишите это слово.

(6)Во всех лесах из всех дупел летяги высунули глазастенькие головы. (7)Принюхиваются, шмыгая носами, чёрными глазами всматриваются в сумрак леса. (8)Исполнители ждут нового знака своего всесильного дирижёра.

Задание 12 # 3557

В предложениях 8−9 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.

(8)Исполнители ждут нового знака своего всесильного дирижёра. (9)Вот он подан — и все летяги разом выскакивают из дупел.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 8