ВПР 2017: вариант 15

ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3594

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст И. Соколова-Микитова

Особенно кр..си(ф,в) и п..чален ру(с,сс)кий(2) лес в дни осен.. . На з..лотом фоне пожелтевшей л..ствы выд..ляют..ся яркие пятна ра(с,з)крашенных клёнов и осин. Медленно кружат..ся в воздух.. пад..ют с берё(с,з) лё(х,г)кие лист..я. От дер..ва (к)дер..ву пр..тянуты серебристые нити ли(п,б)кой п..утины.

Тихо в осени..м лесу. Ш..лестит(3) под н..гами сухая листва.(4) Кое-где красне..т шля(п,б)ка поз..него подосиновика. Тонко просв..стит рябчик поклич..т пр..л..тающие к..сяком жур..вли.

Что-то грус..ное пр..щальное слыш..т..ся и вид..т..ся в осенн..м лесу. Идёш..(1) (по)такому лесу — поэтическим чувством наполняется душа. Бабь..м летом называли на деревн.. это краткое время.

(По И. Соколову-Микитову)

Задание 2 # 3595

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3596

Поставьте знак ударения в следующих словах.

цепочка, фарфор, щемит, торты

Задание 4 # 3597

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в пред­ложении.

Деревья дремали в неподвижном величии.

Задание 5 # 3598

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Вы позволите здесь присесть
  2. Ночка-то какая славная заговорил вдруг незнакомец
  3. Незнакомец сказал что пора ехать
  4. Скажите мне ваше имя доктор
Задание 6 # 3599

Выпишите предложение, в котором пропущен знак препинания / знаки препинания. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Там даже улицы назывались именами цветов улица Колоколь­чиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.
  2. На улицах зацвели белые хризантемы, красные георгины, раз­ноцветные астры.
  3. Коротышки ходили в лес за ягодами, за грибами и за орехами.
  4. С ранней весны и до поздней осени дарит лес человеку свои бо­гатства.
Задание 7 # 3600

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал.
  2. Незнакомец слушал и только всё пытливее и пристальнее загля­дывал в его глаза.
  3. Доктор сидел за столом что-то писал на клочке бумажки.
  4. Он ничего не искал и ни на что не надеялся.
Задание 8 # 3601

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Г. Снегирёва

Бобрёнок

(1)Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. (2)Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

(З)Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. (4)Я заметил его и вытащил из воды. (5)Думал, водяная крыса, а потом вижу хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

(6)Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть. (7)После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб под себя и уснул.

(8)Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. (9)«Вот, — думаю, — какой спокойный зверёк — можно его одного оставить, ничего не случится!»

(10)Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес. (11)Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь, и... (12)Что же это такое? (13)Как будто я в столярную мастерскую попал!

(14)По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. (15)А сам спрятался за печку.

(16)3а ночь вода спала. (17)Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке. (18)С тех пор, как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу вспоминаю про бобрёнка, который под­грыз мой стол.

(По Г. Снегирёву)

Задание 9 # 3602

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, почему бобрёнок оказался в доме рассказчика? Запишите ответ.

Задание 10 # 3603

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.

(1)Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. (2)Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
(З)Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. (4)Я заметил его и вытащил из воды. (5)Думал, водяная крыса, а потом вижу хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

Задание 11 # 3604

В предложениях 13−15 найдите слово со значением «помещение, приспособленное для какого-нибудь специального производства». Выпишите это слово.

(13)Как будто я в столярную мастерскую попал!
(14)По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. (15)А сам спрятался за печку.

Задание 12 # 3605

В предложениях 11−13 найдите синоним к слову «ходить» и выпишите его.

(11)Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь, и... (12)Что же это такое? (13)Как будто я в столярную мастерскую попал!

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 11