ВПР 2017: вариант 16

Версия для печатиPDF
ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3610

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст Н. Смирнова

Поз..няя осень. Ч..сто идут д..жди но между д..ждями (вы)падают тих..е и тёплые дни. В лесу пахн..т как бы мятными пряниками а в пол.. ощуща..ш.. зап..х только что ра(с,з)резанной дыни.

Эти дни даже в полдень похож..(1) (на)сум..рки. С..дой(3) туман окутыва..т даль и погружает природу в дремуч..ю тиш..ну.(4)

И вот в этой тиш..не в этом тумане д..леко слыш..т..ся «квох-квох-квох». Как обраду..ш..ся(2) этим осенним крикам др..здов.

Всё вокру(к,г) в осенн..м тумане. Всё так дорого так бли(с,з)ко душе ру(с,сс)кого человека. Любуйся ч..сами — (не)налюбу..ш..ся.

(По Н. Смирнову)

Задание 2 # 3611

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3612

Поставьте знак ударения в следующих словах.

верба, взялась, водопровод, ловка

Задание 4 # 3613

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в пред­ложении.

Листья отрываются и повисают на незаметных паутинах.

Задание 5 # 3614

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По мнению лесника тетерев умнее куропатки
  2. Вам понравилась мелодия нашего леса
  3. Тогда я понял что все эти звуки сливаются в один
  4. Чем бы ещё людей порадовать подумало солнышко
Задание 6 # 3615

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запя­тую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расстав­лены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Поднялся вдруг весь псарный двор.
  2. Куда так кумушка бежишь ты без оглядки?
  3. Кто вздумает за нас вступиться?
  4. Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.
Задание 7 # 3616

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Разозлилась зима махнула серебряным рукавом и запорошила снегом жёлтенькие огоньки.
  2. Встало солнышко утром и пошло гулять по небу.
  3. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крош­ки.
  4. В пору цветения кормит клён соком пчёл и других сладкоежек.
Задание 8 # 3617

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст К. Паустовского

(1)В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. (2)Это сообщает им особую прелесть. (3)Я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии («Роняет лес багряный свой убор» и т. д.).

(4)Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

(7)Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (8)Он душист, свеж, полон озона. (9)В лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

(10)Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (11)Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К. Паустовскому)

Задание 9 # 3618

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что лес является источником вдохновения? Запишите ответ.

Задание 10 # 3619

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4−6 текста. Запишите ответ.

(4)Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Задание 11 # 3620

В предложении 11 найдите слово со значением «одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья». Выпишите это слово.

(11)Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

Задание 12 # 3621

В предложениях 3−7 найдите синоним к слову «творческий подъём» и выпишите его.

(3)Я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии («Роняет лес багряный свой убор» и т. д.).
(4)Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
(7)Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 12