ВПР 2017: вариант 17

ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3626

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст Г. Скребицкого

Ж..вёт(3) у нас в лесу птица. Сама ч..рная с белыми п..стринками(2) а на затылк.. у неё перышки яркие красные. Называет..ся эта птица — дятел(1).

Летом дятел целый день (по)лесу лета..т еду себе разыскивает. Сядет на дер..во но не на ветку а прямо на ствол и б..жит вверх (по)нему, как (по)лесенк.. . Б..жит а сам клюв..м (по)дер..ву (по)стукива..т. (До)стан..т (из)под к..ры л..чинку или жуч..ка и с..ест.

Но пришла зима. Д..леко (по)прят..лись все нас..комые.(4) Чем же дятел зимой кормит..ся? Вот на снегу (под)дер..вом много с..сновых шишек валяет..ся. А что это за дер..во? Это ду(п,б). Откуда же (под)ним с.сновые шишки вз..лись? Вдру(к,г) (под)летел к дер..ву дятел а в клюв.. с..сновая шишка.

(По Г. Скребицкому)

Задание 2 # 3627

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3628

Поставьте знак ударения в следующих словах.

зубчатый, полила, каталог, черпать

Задание 4 # 3629

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в пред­ложении.

Клесты стайками перелетают из леса в лес.

Задание 5 # 3630

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Что за прелесть эта весна
  2. Голубь сказал что он строит гнездо для своих маленьких деток
  3. Большой урожай получился радовались ребята
  4. Пора тебе чиж петь
Задание 6 # 3631

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить недос­тающий знак препинания. Напишите, на каком основании Вы сде­лали свой выбор.

  1. Всю середину нашей Родины широко опоясывают леса, тайга и весёлые рощи.
  2. В сумраке леса живут завирушка, соловей-красношейка и славка-черноголовка.
  3. В дуплах деревьев находят себе приют разные птицы зубастые крохали, мандаринки, гоголи.
  4. На высоких деревьях мы видим гнёзда соколов, орлов, цапель.
Задание 7 # 3632

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов.
  2. Буран бушевал всю ночь и весь следующий день.
  3. Мы бродили по лесам обошли все знакомые места.
  4. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз.
Задание 8 # 3633

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст К. Паустовского

(1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно на­писать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно ис­пользовать для нашего благосостояния!

(5)Не только за это мы любим родные места. (6)Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (7)Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

(8)На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. (9)Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (10)И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

(По К. Паустовскому )

Задание 9 # 3634

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о богатстве Мещёрского края? Запишите ответ.

Задание 10 # 3635

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.

(1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно на­писать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно ис­пользовать для нашего благосостояния!

Задание 11 # 3636

В предложениях 1-4 найдите слово со значением «достаток, средства существования». Выпишите это слово.

(1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно на­писать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно ис­пользовать для нашего благосостояния!

Задание 12 # 3637

В предложениях 8−9 найдите синоним к слову «тусклый» и выпишите его.

(8)На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. (9)Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 13