ВПР 2017: вариант 18

Версия для печатиPDF
ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3642

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходи­мо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст Ю. Нагибина

Я искал кам..шки на дик..м пляж.. . Накануне был шторм волны переп..лзали(2) пляж., до белых(3) стен Приморск.. санатория. Сейчас море стихло ушло в свои пределы (об)н..жило ш..коладную, с син..м (от)ливом пол..су п..ска. Она отделена (от)бер..га вал..ком гальки.

Этот п.. сок влажный и такой твёрдый. (На)нём (не)отп..ч..тывался сле(т,д). Он был усеян сах..рными голышами зелено-голубыми камнями гла(т,д)к..ми ст..кля(ш,ж)ками, похожими на л..денцы, мёртвыми крабами гн..лыми водор..слями. Они изд..вали е(т,д)кий(1) зап..х.(4)

Я знал, что б..льшая волна вынос..т (на)бер..г ценные кам..шки. И вот я терп..ливо о(п,б)следую песч..ную отмель и свеж..й намыв гальки.

(По Ю. Нагибину )

Задание 2 # 3643

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3644

Поставьте знак ударения в следующих словах.

облегчит, откупорит, дождалась, досуг

Задание 4 # 3645

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в пред­ложении.

Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов.

Задание 5 # 3646

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Вы сударь смеётесь надо мной
  2. По мнению Павла такое прощать нельзя
  3. Я хотел сказать, что эту музыку уже слышал
  4. Какое прелестное существо воскликнула мама
Задание 6 # 3647

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запя­тую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расстав­лены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ты разве умеешь прыгать?
  2. Несколько лет Женя жил и учился в Ленинграде.
  3. Мой друг я пишу эти строки в надежде на встречу.
  4. Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.
Задание 7 # 3648

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ореховая заросль тут редела и расступалась.
  2. Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе.
  3. Ребята небрежно ответили на моё приветствие и прошли мимо.
  4. Дожди не прекращались и море как бы поделилось на две части.
Задание 8 # 3649

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст К. Паустовского

(1)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (2)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам — лазутчикам пустыни. (3)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (4)Из лесных болот берут начало реки. (5)И наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

(б)Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. (7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.

(11)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (12)Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

(По К. Паустовскому)

Задание 9 # 3650

Что по мнению автора текста приводит к уничтожению лесов? Запишите ответ.

Задание 10 # 3651

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−5 текста. Запишите ответ.

(1)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (2)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам — лазутчикам пустыни. (3)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (4)Из лесных болот берут начало реки. (5)И наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

Задание 11 # 3652

В предложениях 1-4 найдите слово со значением «природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной». Выпишите это слово.

(1)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (2)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам — лазутчикам пустыни. (3)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (4)Из лесных болот берут начало реки.

Задание 12 # 3653

В предложениях 11−12 найдите антоним к слову «чистый» и выпишите его.

(11)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (12)Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 14