ВПР 2017: вариант 19

ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3658

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходи­мо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст Н. Надеждиной

Одинокий клён

(Ha)опушк.. леса од..ноко ст..ит ра(с,з)кид..стый(2) клён.(4) В его(1) л..стве уже (за)св..ркала з..л..тая проседь. Когда ду..т вет..р с клёна сыплет..ся осенн..й лист. Кажет..ся, будто с веток сл..тают кружат..ся (над)опушкой жар-птиц.. .

А немного поодаль, в лесу, т..кие же клёны ещё з..лёные. В ле­су лето а (на)опушк.. осень.

Почему же клён (на)опушк.. стал р..нять лист ран..ше св..их сверстников? Те р..стут (под)з..щитой леса, в больш..й(3) сем..е а он ст..ит один, бобылём. Од..нокое дер..во ран..ше желте..т к одинокому ран..ше приход..т осень.

(По Н. Надеждиной)

Задание 2 # 3659

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3660

Поставьте знак ударения в следующих словах.

убрала, тигровый, силос, насорит

Задание 4 # 3661

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в пред­ложении.

На столе лежит путевой журнал необычной экспедиции.

Задание 5 # 3662

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Я бы хотел узнать кто из вас капитан
  2. По преданию аист приносит счастье
  3. По-моему это нарушение порядка
  4. Майя прошептала я предлагаю другое название
Задание 6 # 3663

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запя­тую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расстав­лены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Каких там птиц я не видал!
  2. Тут Соловей являть своё искусство стал.
  3. На воеводство был посажен Слон.
  4. Мы рады коллеги вам сообщить приятную новость.
Задание 7 # 3664

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Я облегчённо вздохнул и стал обдумывать случившееся.
  2. Антон научил нас управлять телеустановкой и на другой день мы устроили подводный сеанс уже сами.
  3. Рыба отправилась в долгое и трудное путешествие.
  4. Мы захотели увидеть хотя бы на небольшой глубине морское дно.
Задание 8 # 3665

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Н. Надеждиной

(1)Белый медведь холода не боится. (2)Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. (3)И жираф не может. (4)И попу­гаи, и обезьяны — все тропические животные. (5)Для них холод — это смерть.

(6)Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. (7)Профессора на время от­ложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. (8)И в трескучие морозы в помещении у тропиче­ских животных было тепло.

(9)Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. (10)А потом грянул взрыв. (11)Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

(12)И ночью на морозе, в темноте, работники зоопарка забива­ли фанерами окна. (13)Сняли со своих постелей одеяла — утепляли ими. (14)Никто из попугаев не замёрз.

(15)Погиб только один молуккский какаду «Володя». (16)Помните его, ребята? (17)Он косил на посетителей чёрным, блестящим, круглым, как бусинка, глазом и кричал: «Во-олодя... Во-олодя...» (18)Но погиб Володя не от холода, а от раны. (19)Его ранило осколком. (20)Через два дня какаду скончался.

(По Н. Надеждиной)

Задание 9 # 3666

Почему попугаи и обезьяны не выносят холода? (Текст) Запишите ответ.

Задание 10 # 3667

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9−11 текста. Запишите ответ.

(9)Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. (10)А потом грянул взрыв. (11)Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

Задание 11 # 3668

В предложениях 6-8 найдите слово со значением «учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника». Выпишите это слово.

(6)Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. (7)Профессора на время от­ложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. (8)И в трескучие морозы в помещении у тропиче­ских животных было тепло.

Задание 12 # 3669

В предложениях 1−5 найдите антоним к слову «жизнь» и выпишите его.

(1)Белый медведь холода не боится. (2)Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. (3)И жираф не может. (4)И попу­гаи, и обезьяны — все тропические животные. (5)Для них холод — это смерть.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 15