ВПР6 2018: вариант 9

ВПР русский язык, 6 класс
Задание 1 # 4921

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

текст 1

ВПР6: текст Д. Мамина-Сибиряка

Воздух был спёртый. Какой(то) т..жёлой и(с/з)томой д..хнуло в открытое оконце с улиц.., нак..лё(н,нн)ой летн..м степным(2) со..нцем. В такие жарк..е июльск..е дни станица точ..но вым..рала. Даже станич..ные(3) с..баки и(с/з)чезали неизвестно куда.

Действительно, ст..пное со..нце (ж,жж)..т так (не)м..лосердно что (не)хочет..ся двигаться. Но если(бы) явилась к тому охота, двигаться (не)куда. Кругом станиц.. разл..глась ковыльная степь, ж..лтым к..вром ух..дившая из глаз.

Лес был вырублен самым бе..жалос..ным образом. Дождя (не)было уже около двух недель. Со..нце красное и громадное (по)утрам поднималось в дымном мареве.(4) Оно было похоже на ра(с/з)к.. лённый где(нибудь) в кузнеч..ном горне кусок мета(л,лл)а. Ж..знь в станиц.., проявлялась только (по)утрам и вечерам когда сп..дал ст..пной зной.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку )

Задание 2 # 4922

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 4923

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Лес был вырублен самым бе..жалос..ным образом.

Задание 4 # 4924

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Начать, углубить, сантиметр, столяр.

Задание 5 # 4925

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Всё музыкальное наследие Чайковского является народным достоянием.

Задание 6 # 4926

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)    трое подруг
2)    не хватает сорока минут
3)    самый наилучший
4)    красивое пальто

Задание 7 # 4927

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники.
2)    Мещёрский край прекрасен.
3)    Путь в лесах это километры тишины, безветрия.
4)    Этот клочок земли научил меня видеть и понимать прекрасное.

Задание 8 # 4928

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    Птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю.
2)    Закат тяжело пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой.
3)    Уступи мне скворец уголок.
4)    Взошло солнце и роса на траве стала высыхать.

Задание 9 # 4929

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст К. Паустовского

(1)Любовь к лесу родилась у меня ещё в детстве. (2)Когда я был гимназистом четвёртого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах. (З)Раньше они назывались Дебрянскими, от слова «дебри» — непроходимые лесные чащи. (4)Любимым занятием у нас, мальчишек, было лазание на вековые сосны. (5)Мы забирались на самые вершины. (6)Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до облаков. (7)Там сильно, до одури, пахло нагретой смолой и во все стороны простирался неведомый лес.

(8)Я никогда не забуду тот летний вечер, когда я впервые ехал на телеге с маленького полустанка в глубину этих лесов. (9)Всё казалось мне удивительным и таинственным: и вершины сосен, терявшиеся во мраке, и туман над болотами, и блеск звёзд в вышине между ветвей, и бесшумный полёт тёмных птиц. (10)Тогда ещё я не знал, что это летали совы. (11)Мне всё казалось, что в лесной тьме, вот здесь, в нескольких шагах от дороги, прячутся в овраге душегубцы, а между стволов тускло блестят озёра с покосившимися сторожками на берегах. (12)Мне казалось, что со дна этих озёр долетает едва слышный колокольный гул, пока я не догадался, что это шумят сосны.

(13)В Брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много вещей, показавшихся мне невероятными. (14)Я узнал, например, что лучшие семена сосны лесоводы добывают из беличьих складов, потому что белка собирает только самые здоровые и свежие шишки. (15)Я узнал, что брянская сосна растёт на песчаной земле, смешанной с фосфоритами, и потому нет в мире лучшей сосны по прочности и красоте древесины. (16)И наконец я узнал главное: что лес, и один только лес, спасает землю от высыхания, от засухи, суховеев, неурожая и порчи климата. (17)С тех пор я понял великое значение леса для жизни земли.

(По К. Паустовскому)

Задание 10 # 4930

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11 # 4931

Что главное узнал рассказчик от старого лесника?

Задание 12 # 4932

Определите и запишите лексическое значение слова «проводила» из предложения 2 . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

(2)Когда я был гимназистом четвёртого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах.

Задание 13 # 4933

Определите стилистическую принадлежность слова «душегубец» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

(11)Мне всё казалось, что в лесной тьме, вот здесь, в нескольких шагах от дороги, прячутся в овраге душегубцы, а между стволов тускло блестят озёра с покосившимися сторожками на берегах.

Задание 14 # 4934

Объясните значение фразеологизма работать засучив рукава, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 6 класс. Е.Н. Груздева. Вариант 8