ВПР6 2018: вариант 10

ВПР русский язык, 6 класс
Задание 1 # 4939

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

текст 1

ВПР6: текст М. Пришвина

Снег ещё глубок з..рнист(2). Даже за..ц пр..валивает..ся(3) до з..мли и своим брюхом чеш..т сне(г/к) наверху.

После д..роги птиц.., перелетают кормит..ся на поля, на те места, где стало черно.

Все б..рёзы на дожде как бы радос..но плач..т. Л..тят вниз капли сверкают и гаснут на снегу. От этого мало-помалу сне(г/к) становиться з..рнистым.

На дорог.. л..жат хрустальные остатки льда.(4) Ледя(н,нн)ое ложе, по которому б..жал поток, тоже размыло. Оно размякло под водой, и на этом ж..лтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.

Ещё какая(нибудь) н..деля — и пр..рода н..чнёт закрывать землю цв..тами травами зеленеющими мхами тонкой м..л..дой пор..слью.

(По М. Пришвину)

Задание 2 # 4940

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 4941

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Л..тят вниз капли сверкают и гаснут на снегу.

Задание 4 # 4942

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Было, досуг, цемент, углубить.

Задание 5 # 4943

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Ночь поднимается над лесами, она вся в свежих запахах, смутном свете, крике ночных птиц.

Задание 6 # 4944

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)    на обеих руках
2)    такой плакса
3)    больше двухста деревьев
4)    очень прекрасный

Задание 7 # 4945

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    На столе стоят пироги и самовар.
2)    Птицы верные наши помощники, защитники наших лесов и полей.
3)    Он сразу же погрузился в мечты.
4)    Луг очень красив.

Задание 8 # 4946

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    Прошедший снегопад и сильный ветер привели к обрыву проводов.
2)    Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину.
3)    Кушай вволюшку коровушка моя.
4)    Белые облака медленно плыли по голубому небу.

Задание 9 # 4947

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Н. Верзилина

(1)Растения непосредственно связаны с жизнью человека, с его культурой и историей. (2)Растения изменяют свой облик под влиянием руки человека. (З)Человек переносит не только культурные растения, но и дикие в другие места, далеко от их родины. (4)И встреченный в поле или на дороге сорняк вдруг оказывается памятником древнего события. (б)Например, как воспоминание о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году, осталось сорное растение свербига, семена которого вместе с сеном для лошадей завезли во Францию русские казаки.

(6)О более грозном событии говорят заросли аира в Литве. (7)В 1574 году ботаник Клузиус получил из Константинополя корневище аира. (8)Рос аир в Турции, Индии, странах юго-восточной Азии, а вот в Европе аира не было. (9)Его торжественно посадили в Вене на берегу пруда в одном из первых ботанических садов. (10)Однажды это растение показали одному поляку, посетившему Венский ботанический сад. (11)Его подвели к редчайшему растению. (12)Но гость, увидев аир, смеясь спросил: «Зачем посадили сюда траву, которая во множестве произрастает по берегам водоёмов по всей Литве?»

(13)Как же мог попасть в Литву аир, растущий в Малой Азии, Персии, Индии, Китае? (14)Эта загадка разрешается названием, которое дали аиру в Литве, — «татарская трава». (15)Татары занесли аир с юго-востока, так как царство их простиралось от Крыма до современной Прибалтики. (16)Аир, растущий по берегам озёр и тихих рек Литвы и Украины, где его сейчас называют «лепех», напоминает о тягостном трёхсотлетнем татарском иге.

(По Н. М. Верзилину)

Задание 10 # 4948

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11 # 4949

Почему в Литве аир назвали татарской травой?

Задание 12 # 4950

Определите и запишите лексическое значение слова «попасть» из предложения 13 . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

(13)Как же мог попасть в Литву аир, растущий в Малой Азии, Персии, Индии, Китае?

Задание 13 # 4951

Определите стилистическую принадлежность слова «произрастает» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

(12)Но гость, увидев аир, смеясь спросил: «Зачем посадили сюда траву, которая во множестве произрастает по берегам водоёмов по всей Литве?»

Задание 14 # 4952

Объясните значение фразеологизма повесить нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 6 класс. Е.Н. Груздева. Вариант 9