ЕГЭ 2018: вариант 1

ЕГЭ русский язык, 2018

Текст

(1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы. (3)Представление людей об изначальной целесообразности живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с определённой целью: для обитания в определённых условиях, <…> для выполнения определённых функций.


Задания:

Задание 1 # 5325

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

  1. Метафизическое мировоззрение – это убеждённость в изначальной целесообразности живой природы, движущей силой которой является изменчивость организмов.
  2. Древнее мировоззрение базировалось на убеждении, что живая природа характеризуется постоянством и человек не вправе это постоянство нарушать.
  3. В основе метафизического мировоззрения, формировавшегося с древних времён, лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы, в соответствии с этой мыслью каждый вид организмов создан для выполнения определённых функций в определённых условиях.
  4. Изначальная целесообразность – это представление о том, что каждый вид организмов создан с определённой целью, для выполнения определённых функций на основе постепенного приспособления к среде обитания.
  5. С древних времён формировалось метафизическое мировоззрение, в основе которого лежит представление о том, что живая природа отличается постоянством и изначальной целесообразностью: каждый вид организмов создан с определённой целью.
Задание 2 # 5326

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

напротив
а также
дабы
хотя
потому что

Задание 3 # 5327

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛОВИЕ, -я, ср.

  1. Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха.
  2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
  3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.
  4. мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.
  5. мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
  6. обычно мн. Положения, сведения, лежащие в основе чего-л. Условия задачи. Условия теоремы.
Задание 4 # 5328

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый
понЯв
добелА
корЫсть
оптОвый

Задание 5 # 5329

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Врачи советуют в жару НАДЕВАТЬ лёгкую одежду.
Июнь в этом году был ДОЖДЛИВЫМ, солнце выглядывало редко.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон беседы способствует лучшему взаимопониманию.
Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.
Оба берега реки были высоки и обрывисты, и можно было видеть залегающие пласты ГЛИНЯНОЙ почвы.

Задание 6 # 5331

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите выделенное слово правильно.

КЛАДИ на стол
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
пара САПОГ
БЛИЖАЙШАЯ станция
наши ИНЖЕНЕРЫ

Задание 7 # 5332

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Цифры запишите в соответствии с порядком следования букв АБВГД.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Эффект вместительности был достигнут благодаря большой колёсной базы и грамотно организованного пространства в салоне и багажнике.
2) Пьесу В.В. Маяковского «Клопа», написанную в конце 20-х годов, поставили в театре Вс. Мейерхольда.
3) Растрёпанные белые цветы напоминали хлопья пуха, прилипшим к стебелькам.
4) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.
5) Причастия способны не только образно описать предмет или явление, а также представить его признак в динамике.
6) Каждый народ, доходя до определённой стадии развития, создавал эпос, в котором старался осмыслить свою историю.
7) Одно из чудес Курильской гряды, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
8) Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад видеть всех присутствующих.
9) Описанная исследователем структура позволяет выделить наиболее существенные признаки текста.

Задание 8 # 5333

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист
к..сательная
д..ликатес
усм..рённый
приг..реть

Задание 9 # 5334

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..гон, и..печь
пр..рвать, пр..людно
роз..ск, с..змала
пр..дедушка, д..бавил
вз..скать, по..грать

Задание 10 # 5221

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

эмал..вый
бессонн..ца
податл..вый
удоста..ваться
виновн..к

Задание 11 # 5335

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) закро..т
мысл..щий (человек)
заряжа..щий (пушку)
(флаги) ре..т
(хорошо) понима..щий

Задание 12 # 5336

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Задание 13 # 5337

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Задание 14 # 5338

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В сознание людей начинает постепе(1)о проникать мысль о том, что добро заложе(2)о в природе, что человеческое существо, созда(3)ое природой, рожде(4)о для счастья, для свободы, для красоты.

Задание 15 # 3126

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
  2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
  3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
  4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
  5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
Задание 16 # 5339

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой сокол(1) неожиданно высоко(2) взлетев над равниной(3) исчез с летнего неба(4) очертив пространство над горизонтом. Цифры расположите в порядке возрастания.

Задание 17 # 5340

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Цифры расположите в порядке возрастания.

Двенадцать... Сейчас(1) наверно(2)
Прошёл он через посты.
Час... Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два... Он теперь(3) должно быть(4)
Ползёт на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал(5) рассвет.

(К. М. Симонов)

Задание 18 # 5341

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первая экскурсия по городу(1) с достопримечательностями(2) которого(3) вы давно знакомы по открыткам и альбомам(4) всё равно оставляет незабываемые впечатления.

Задание 19 # 5342

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры расположите в порядке возрастания.

Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

Задание 20 # 5343

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения.

Задание 21 # 5344

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик познакомился с произведениями Льва Николаевича Толстого в послевоенное время.
2) Рассказчик с самого начала знал, что книга без первых и последних страниц написана Львом Николаевичем Толстым, именно поэтому он был так увлечён её содержанием.
3) Книга Льва Николаевича Толстого случайно оказалась в руках рассказчика: он не искал произведения этого писателя целенаправленно.
4) Рассказчик почувствовал доброе отношение к себе со стороны автора книги.
5) Впервые на толстовскую «диалектику души» указал Владимир Набоков.

Задание 22 # 4269

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры расположите в порядке возрастания.

  1. Предложения 3, 4 содержат повествование.
  2. Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.
  3. Предложение 10 содержит элементы описания.
  4. Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 17.
  5. Предложение 31 содержит ответ на вопросы, поставленные в предложениях 29, 30.

Показать текст (Д.К. Орлов)

Задание 23 # 4291

Из предложений 6–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Показать текст (Д.К. Орлов)

(6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито.

Задание 24 # 4404

Среди предложений 32–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью притяжательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Показать текст (Д.К. Орлов)

Задание 25 # 4483

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Д.К. Орлов)

«Даль Константинович Орлов предельно искренен в своих размышлениях. Троп –(А)__________ («Толстой вошёл в мою жизнь…»в предложении 1), а также синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 14, 20, 25) – помогают автору выразить свою оценку появления в его жизни произведений Л.Н. Толстого. Стремясь познакомить читателя с теми фрагментами произведений Л.Н. Толстого, которые произвели на него особое впечатление, автор использует приём – (В)__________ (в предложениях 16, 19, 23–24). Яркость впечатлений автору помогает передать троп – (Г)__________ («как в новый дом» в предложении 13, «как шаровая молния в форточку» в предложении 43)».

Список терминов:
1) метонимия
2) парцелляция
3) сравнение
4) книжная лексика
5) фразеологизм
6) вводные слова
7) восклицательные предложения
8) диалог
9) цитирование

Источник: 
Тренировочный КИМ 171211
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.