ЕГЭ 2018: вариант 4

Версия для печатиPDF
ЕГЭ русский язык, 2018

Текст

(1) В своей химической лаборатории, созданной при Академии наук, Михаил Васильевич Ломоносов проводил опыты с растворами, обжигал металлы, анализировал пробы руд. (2) Что происходит с веществами во время химических реакций, в XVIII веке ещё не вполне было ясно, а Ломоносов полагал, что химические процессы сходны с физическими. (3) <…> в середине XVIII века зарождалась новая наука — физическая химия, причём российский учёный сам предложил этот термин.


Задания:

Задание 1 # 5397

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

  1. Благодаря деятельности Ломоносова в середине XVIII века зарождалась новая наука, названная им физической химией.
  2. В XVIII веке ещё не было ясно, что происходит с веществами во время химических реакций, а Ломоносов полагал, что химические процессы сходны с физическими.
  3. В созданной при Академии наук химической лаборатории Ломоносов проводил опыты с растворами и металлами, анализировал пробы руд.
  4. Физическая химия зарождалась в середине XVIII века как результат деятельности М.В. Ломоносова.
  5. М.В. Ломоносов создал при Академии наук химическую лабораторию, в которой он занимался не только химией, но и физикой.
Задание 2 # 5398

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это
вопреки этому,
зато
так
однако

Задание 3 # 5399

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, - а, м.

  1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный опыт.
  2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный опыт. Опыт строительства.
  3. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый опыт молодого писателя.
  4. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Опыты селекционеров. Удачный опыт.
Задание 4 # 5401

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

крАлась
еретИк
кровоточИть
занятА
зАвидно

Задание 5 # 5402

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Под руководством опытного тренера всего за два года команда добилась весьма ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ результатов.
Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.
Николай оказался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах ядерной физики.
Научные открытия и ТЕХНИЧНЫЕ достижения нужно использовать в мирных целях.
Мастерство вырабатывается из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Задание 6 # 5403

В одном из выделенных ниже слов (сочетаний слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите выделенное слово правильно.

знаменитые ПРОФЕССОРА
много ВИШЕН
свыше ШЕСТИДЕСЯТИ тысяч
ЛЯЖЬТЕ на спину
пара ТУФЕЛЬ

Задание 7 # 5404

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (Цифры запишите в соответствии с порядком следования букв АБВГД)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

 

1) Ф. И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.
2) Те, кто в школе не научился искусству доказательства, не способен отличить верное суждение от неверного.
3) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.
4) А. С. Пушкин бросает вызов обществу, заявляя, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
5) Крестьяне, глядя на небо, мечтали о дожде.
6) Ещё в начале XX века в одном из научно-фантастических романов был описан прибор, который действовал подобно современного радара.
7) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
8) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
9) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.

Задание 8 # 5405

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сж..гание
бл..стательный
л..гичный
прик..снуться
х..рактеризовать

Задание 9 # 5406

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..следовать, пр..зыв
пр..вык, пр..бавка
бе..платный, и..брать
под..брать, н..писать
по..скочить, о..бить

Задание 10 # 5407

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

улыбч..вый
расклан..ться
выносл..вый
комфортаб..льный
придирч..вый

Задание 11 # 5408

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

немысл...мый
изнеж..нный
ошиба..шься
пересмотр..нный
неотъемл..мый

Задание 12 # 5409

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.
(НЕ)ПРИЗНАВАЯ авторитетов, трудно найти истину.
Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.
Домашним животным НЕ(ЧЕГО) было опасаться людей.
Андрей был отнюдь (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

Задание 13 # 5410

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧАСТУЮ идея изобретения приходит в голову человека КАК(БЫ) стороннего, далёкого от мира науки и техники.
(В)ТЕЧЕНИЕ всей недели по утрам накрапывал мелкий дождик, к ТОМУ(ЖЕ) весь день в среду не переставая шли проливные дожди.
Кто из нас, (НА)ПРИМЕР, ХОТЯ(БЫ) однажды не летал во сне?
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ второго полёта я испытывал ТЕ(ЖЕ) живые, глубокие и радостные чувства, что и в первый раз.
Его здоровье ухудшилось (НА)СТОЛЬКО, что врачи (НА)СТРОГО запретили ему оставаться в Мелихово.

Задание 14 # 5411

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле(1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

Задание 15 # 5412

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
  2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
  3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
  4. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
  5. В темноте и фонари подобны звездам и тени походят на чудищ и поздние прохожие как привидения.
Задание 16 # 5413

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Небольшой ключ (1) бивший из расщелины в песчанике (2) питал водой (3) протекающий по дну оврага (4) ручей.

Задание 17 # 5414

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Цифры расположите в порядке возрастания)

Я вас любил: любовь еще (1) быть может (2)
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно (3) безнадежно (4)
То робостью (5) то ревностью томим;
Я вас любил так искренно (6) так нежно (7)
Как (8) дай вам бог (9) любимой быть другим.

(А.С. Пушкин)

Задание 18 # 5415

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон и поглотил шахматовскую поляну (5) словно сомкнулись над ней зелёные волны.

Задание 19 # 5416

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Невежество всегда обладает большей уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.

Задание 20 # 5417

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Затем послышался тихий шёпот, и в сторону учёного направились взгляды, выражавшие неприязнь и страх.

Задание 21 # 5419

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. (Цифры расположите в порядке возрастания)


  1. Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала – знаменитого крестника Петра Первого.
  2. Наша судьба заранее не предопределена генами, унаследованными от родителей.
  3. Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора – наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
  4. Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.
  5. Суворов был величайшим полководцем России за всю её историю.
Задание 22 # 5420

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. (Цифры расположите в порядке возрастания)

  1. Предложение 27 содержит повествование
  2. В предложениях 1–6 представлено описание.
  3. Предложения 7–10 содержат элементы описания.
  4. В предложениях 42–47 содержится рассуждение.
  5. В предложении 17 присутствует элемент описания.

Показать текст (Л.А. Жуховицкий)

Задание 23 # 5421

Из предложений 42–44 выпишите контекстные антонимы.
Показать текст (Л.А. Жуховицкий)

(42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но самое главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое?

Задание 24 # 5422

Среди предложений 21–29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Показать текст (Л.А. Жуховицкий)

Задание 25 # 5423

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст ( Л.А. Жуховицкий )

«Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп (А) __________ (предложение 2). Однако (Б) __________ («величайший россиянин всех времен» в предложении 11) подчёркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как (В) __________ (предложения 18–19), позволяет читателю понять это.
Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? (Г) __________ (предложение 43) дает ответ на этот вопрос».

Список терминов:
1) метонимия
2) сравнительный оборот
3) ряд однородных членов
4) метафора
5) вопросно-ответная форма изложения
6) синонимы
7) контекстные антонимы
8) градация
9) лексический повтор

Источник: 
Тренировочный КИМ 010818
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.