ЕГЭ: задание 15 (тест 1)

15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
  2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
  3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
  4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
  5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.
  2. Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
  3. У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
  4. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
  5. Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
  2. Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
  3. Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
  4. С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
  5. Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
  2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
  3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
  4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
  5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
  2. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
  3. Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
  4. В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
  5. Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

6. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.

  1. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
  2. Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
  3. Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
  4. В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
  5. Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

7. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.

  1. В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.
  2. Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.
  3. Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.
  4. Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.
  5. Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
  2. В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
  3. Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.
  4. То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
  2. Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
  3. За чаем собрались гости да хозяева.
  4. Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
  2. Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
  3. Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
  4. Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
  2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
  3. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
  4. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
  2. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
  3. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
  4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
  2. В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
  3. На улице весь декабрь то снег то дождь…
  4. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
  2. Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
  3. Рябина прекрасна и по весне и осенью.
  4. Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
  2. Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
  3. Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
  4. Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
  2. Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
  3. Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
  4. Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Много желал да ничего не поймал.
  2. Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
  3. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
  4. Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
  2. Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
  3. Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
  4. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
  2. В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
  3. Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
  4. Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
  2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
  3. Ночью ветер злится да стучит в окно.
  4. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

21. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
  2. В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
  3. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
  4. Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
  2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пaрами.
  3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
  4. Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.
  2. В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.
  3. Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.
  4. Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.

24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
  2. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
  3. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
  4. Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
  2. Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
  3. Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
  4. Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

26. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
  2. Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
  3. Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
  4. Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.