ВПР 5 класс (задание 10)

10. Определение типа речи

# 3667

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9−11 текста. Запишите ответ.

(9)Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. (10)А потом грянул взрыв. (11)Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

# 3651

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−5 текста. Запишите ответ.

(1)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (2)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам — лазутчикам пустыни. (3)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (4)Из лесных болот берут начало реки. (5)И наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

# 3635

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.

(1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно на­писать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно ис­пользовать для нашего благосостояния!

# 3619

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4−6 текста. Запишите ответ.

(4)Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

# 3603

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.

(1)Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. (2)Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
(З)Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. (4)Я заметил его и вытащил из воды. (5)Думал, водяная крыса, а потом вижу хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

# 3587

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−15 текста. Запишите ответ.

— (12)Раньше лес задерживал влагу, а теперь всё высохнет... (13)Не будет влаги — не будет и лесных ключиков с холодной водой. (14)Чем я буду поить прибрежную траву, кусты и деревья? (15)Я сама высохну с горя...

# 3571

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−6 текста. Запишите ответ.

(1)Один раз я пришла в кладовую достать варенья. (2)Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. (З)Муравьи ползали и в середине, и сверху банки, и в самом варенье. (4)Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. (5)На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. (6)Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

# 3555

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−17 текста. Запишите ответ.

(12)Великий дирижёр, повелитель жизни: взмах лучей вверх — и всё пробудилось, лучи вниз — и всё снова спит. (13)Ритмы жизни, мелодия дня и ночи. (14)Солнце командует верзилой медведем и крохой летягой. (15)Рыбой, лягушкой, ящерицей. (16)Стеблем, листком и цветком. (17)И нами...

# 3449

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−15 текста. Запишите ответ.

(11)Все бросились и кто чем стали молотить. (12)Я боялся, что в переполохе убьют мангуст.
(13)Я оторвал от хвоста дикую мангусту. (14)Она была в такой злобе, что укусила меня за руку: она рвалась и царапалась. (15)Я со­рвал с себя шапку и завернул ей морду.

# 3432

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.

(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Страницы