ВПР 5 класс (задание 8)

8. Анализ текста (определение основной мысли)

# 3665

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Н. Надеждиной

(1)Белый медведь холода не боится. (2)Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. (3)И жираф не может. (4)И попу­гаи, и обезьяны — все тропические животные. (5)Для них холод — это смерть.

(6)Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. (7)Профессора на время от­ложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. (8)И в трескучие морозы в помещении у тропиче­ских животных было тепло.

(9)Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. (10)А потом грянул взрыв. (11)Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

(12)И ночью на морозе, в темноте, работники зоопарка забива­ли фанерами окна. (13)Сняли со своих постелей одеяла — утепляли ими. (14)Никто из попугаев не замёрз.

(15)Погиб только один молуккский какаду «Володя». (16)Помните его, ребята? (17)Он косил на посетителей чёрным, блестящим, круглым, как бусинка, глазом и кричал: «Во-олодя... Во-олодя...» (18)Но погиб Володя не от холода, а от раны. (19)Его ранило осколком. (20)Через два дня какаду скончался.

(По Н. Надеждиной)

# 3649

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст К. Паустовского

(1)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (2)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам — лазутчикам пустыни. (3)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (4)Из лесных болот берут начало реки. (5)И наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

(б)Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. (7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.

(11)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (12)Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

(По К. Паустовскому)

# 3633

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст К. Паустовского

(1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно на­писать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно ис­пользовать для нашего благосостояния!

(5)Не только за это мы любим родные места. (6)Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (7)Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

(8)На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. (9)Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (10)И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

(По К. Паустовскому )

# 3617

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст К. Паустовского

(1)В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. (2)Это сообщает им особую прелесть. (3)Я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии («Роняет лес багряный свой убор» и т. д.).

(4)Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

(7)Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (8)Он душист, свеж, полон озона. (9)В лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

(10)Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (11)Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К. Паустовскому)

# 3601

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Г. Снегирёва

Бобрёнок

(1)Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. (2)Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

(З)Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. (4)Я заметил его и вытащил из воды. (5)Думал, водяная крыса, а потом вижу хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

(6)Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть. (7)После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб под себя и уснул.

(8)Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. (9)«Вот, — думаю, — какой спокойный зверёк — можно его одного оставить, ничего не случится!»

(10)Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес. (11)Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь, и... (12)Что же это такое? (13)Как будто я в столярную мастерскую попал!

(14)По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. (15)А сам спрятался за печку.

(16)3а ночь вода спала. (17)Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке. (18)С тех пор, как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу вспоминаю про бобрёнка, который под­грыз мой стол.

(По Г. Снегирёву)

# 3585

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Д. Мамина-Сибиряка

(1)Наступила весна. (2)Глубокий снег точно присел, потемнел и начал таять. (З)Особенно скоро это случилось на новой поруби, где весеннее солнце припекало так горячо. (4)Там уже выступали про­галины, снеговая вода сбегала ручьями к одному месту, где под толстым льдом спала зимним сном Речка Безымянка.

— (5)Что вы меня будите раньше времени? — ворчала она. — (6)Вот снег в лесу стает, и я проснусь.

(7)Проснувшись, река не узнала своих берегов; везде было голо и торчали одни пни.

— (8)Что такое случилось? — удивлялась Речка, обращаясь к одиноко стоявшей старой Ели. — (9)Куда девался лес?

(10)Старая Ель со слезами рассказала старой приятельнице о том, как вырубили лес.

— (11)Что же я теперь буду делать? — спрашивала Речка. — (12)Раньше лес задерживал влагу, а теперь всё высохнет... (13)Не будет влаги — не будет и лесных ключиков с холодной водой. (14)Чем я буду поить прибрежную траву, кусты и деревья? (15)Я сама высохну с горя...

(16)А весеннее солнце продолжало нагревать землю. (17)Через мокрый, почерневший снег, точно изъеденный червями, пробился первый Подснежник и весело крикнул тоненьким голоском:

— (18)Вот и я, братцы!.. (19)Поздравляю с весной! (20)Прежде в ответ сейчас же слышался весёлый шёпот елей,

кивавших своими ветвями первому весеннему гостю, а теперь всё молчало кругом, так что Подснежник был неприятно удивлён таким недружелюбным приёмом. (21)Когда развернулась цветочная почка и Подснежник глянул кругом жёлтым глазком, он ахнул от изумления: вместо знакомых деревьев торчали одни пни; везде валялись кучи хвороста, щеп и сучьев. (22)Картина представлялась до того печальная, что Подснежник даже заплакал.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

# 3569

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Л. Толстого

(1)Один раз я пришла в кладовую достать варенья. (2)Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. (З)Муравьи ползали и в середине, и сверху банки, и в самом варенье. (4)Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. (5)На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. (6)Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

(7)Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. (8)Я остановилась посмотреть, что он будет делать. (9)Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. (10)Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьев.

(11)Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьев пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. (12)Я сняла банку и поставила её в другое место.

(По Л. Толстому)

# 3553

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текcт 2

ВПР: текст Н. Сладкова

(1)Великий дирижёр всего живого — солнце. (2)Вот оно взмет­нуло лучи над горизонтом — и грянул хор. (З)Опустило вечерний луч, словно дирижёрскую палочку, и всё притихло. (4)Утихли голоса, чуть слышны шорохи листьев.

(5)Солнце скрылось за горизонт, погас свет, звуки дня сменяют тихие звуки ночи. (6)Во всех лесах из всех дупел летяги высунули глазастенькие головы. (7)Принюхиваются, шмыгая носами, чёрными глазами всматриваются в сумрак леса. (8)Исполнители ждут нового знака своего всесильного дирижёра. (9)Вот он подан — и все летяги разом выскакивают из дупел.

(10)А в утреннюю темнозорь, когда солнце ещё за другой поло­виной земли и нам ещё ничего не видно, оно снова подаёт особый знак своим диким детям: пора! (11)И все летяги во всех лесах дружно прячутся в дупла.

(12)Великий дирижёр, повелитель жизни: взмах лучей вверх — и всё пробудилось, лучи вниз — и всё снова спит. (13)Ритмы жизни, мелодия дня и ночи. (14)Солнце командует верзилой медведем и крохой летягой. (15)Рыбой, лягушкой, ящерицей. (16)Стеблем, листком и цветком. (17)И нами...

(По Н. Сладкову)

# 3447

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Б. Житкова

(1)3мея была толщиной в два пальца, и она била хвостом о па­лубу, как плетью, а на конце держалась мангуста, и её бросало из стороны в сторону. (2)Я хотел обрубить этот хвост, но Фёдор куда-то скрылся вместе с топором. (З)Его звали, но он не откликался. (4)Все в страхе ждали, когда появится змеиная голова. (5)Сейчас уже ко­нец, и вырвется наружу вся змея. (6)Но это не змеиная голова, а мангуста. (7) И вот уже ручная мангуста прыгнула на палубу и впи­лась в шею змеи сбоку. (8)3мея извивалась, рвалась, она стучала мангустами по палубе, а они держались, как пиявки.

(9)Вдруг кто-то крикнул:

— (10)Бей! — и ударил ломом по змее.

(11)Все бросились и кто чем стали молотить. (12)Я боялся, что в переполохе убьют мангуст.

(13)Я оторвал от хвоста дикую мангусту. (14)Она была в такой злобе, что укусила меня за руку: она рвалась и царапалась. (15)Я со­рвал с себя шапку и завернул ей морду. (16)Ручную оторвал мой то­варищ. (17)Мы усадили их в клетку. (18)Они кричали и рвались, хватали зубами решётку.

(19)Я кинул им кусочек мяса, но они и внимания не обратили.

(20)С этих пор все стали очень любить моих мангуст и таскали им поесть, что у кого было.

(По Б. Житкову)

# 3430

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст И. Тургенева

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежа­ла впереди меня. (З)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала кра­сться, как бы зачуяв перед собою дичь.

(4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтиз­ной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда и сидел не­подвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

(6)Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, со­рвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зу­бастой раскрытой пасти. (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11)Мой Трезор остановился, попятился. (12)Видно, и он признал эту силу.

(13)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, бла­гоговея.

(14)Да; не смейтесь. (15)Я благоговел перед той маленькой ге­роической птицей, перед любовным её порывом.

(16)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(По И. Тургеневу)

Страницы