ВПР 6 класс (задание 9)

9. Определение основной мысли текста

# 6095

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Книги сопровождают человека с незапамятных времён. (2)Сначала они были доступны только богатым людям, но постепенно получали все более широкое распространение, и сейчас сложно представить мир без библиотек, в которые может прийти каждый. (3)Слово «библиотека» имеет греческие корни и происходит от двух слов: «библос», в переводе - книга, и «теке» - хранилище, ящик.

(4)Первое из ныне известных собраний книг появилось еще в Ассирийском государстве в VII веке до н.э. (5)Это была библиотека, состоящая из глиняных табличек с клинописными текстами. (6)Благодаря образованности ассирийских царей образовалась первая обширная библиотека, обнаруженная археологами в XIX веке. (7)Библиотека, основанная египетскими царями династии Птолемеев в городе Александрии в III веке до н.э., вошла в легенды. (8)Число папирусных свитков, содержащихся в Александрийской библиотеке, насчитывало не менее 750 тысяч. (9)Но случилась неприятная история: бесценное собрание было уничтожено в ходе военного конфликта с османской империей. (10)Уже в XXI веке усилиями международной команды ученых книгохранилище восстановили, и оно вновь стало главной библиотекой Египта.

(11)С началом появления сначала рукописных, а потом и печатных книг их стали собирать в библиотеках при монастырях. (12)Монастырские библиотеки существовали не только в Европе, но и в Китае, Древней Руси, арабских странах. (13)3атем книгохранилища стали появляться при университетах. (14)В XV веке изобретенный Иоганном Гутенбергом метод книгопечатания сделал книгу более доступной, поспособствовал развитию грамотности и, соответственно, росту интереса к библиотекам. (15)Число книжных собраний и их объем заметно увеличились, как и массовость посещения. (16)Из года в год библиотеки начали приобретать просветительские функции и стали похожи на современные.

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 6077

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Вряд ли в нашей стране существуют люди, не знакомые со сказками Александра Сергеевича Пушкина. (2)Болынинство считает, что свои сказочные истории Александр Сергеевич брал из русского фольклора. (3)Сюжеты для Александра Сергеевича Пушкина предлагал Владимир Иванович Даль, друг поэта и увлеченный фольклорист. (4)Известно, что именно он подарил великому поэту идею «Сказки о рыбаке и рыбке». 5)Возможно, источником для создания «Руслана и Людмилы», а также «Сказки о царе Салтане» послужили народные сюжеты, найденные Далем.

(6)Другим общеизвестным «поставщиком» народных сказаний служила горячо любимая воспитательница Пушкина - легендарная няня Арина Родионовна. (7)Несмотря на то, что няня, несомненно, была реальным человеком, ее влияние на творчество поэта могло быть сильно преувеличено им самим. (8)Документальных свидетельств о том, какие именно истории она рассказывала Пушкину, не существует. (9)Тем не менее, считается, что пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде», па содержанию напоминающая русскую народную сказку о хитроумном батраке Шабарше, была написана по рассказу няни.

(10)Во многих сказках Пушкина специалисты находят зарубежные корни. (11)Так, исследователи, анализируя «Сказку о царе Салтане», говорят о наличии явных параллелей с произведением Д. Чосера «Рассказ о Констанце». (12)А история о старике, его сварливой жене и золотой рыбке пришла в Россию из Германии, где ранее существовала как народная, а в обработке братьев Гримм получила название «О рыбаке и его жене». (13)Вообще, для сказок характерны «бродячие» сюжеты, и ныне кочующие с незапамятных времен. (14)3аслуга Александра Сергеевича Пушкина состоит в том, что он талантливо интерпретировал истории, придав им истинно русский колорит. (15)Он сделал эти сказки по-настоящему родными для русских читателей.

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 6059

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Имя Козьмы Пруткова можно увидеть на обложках книг. (2)Иногда на них даже изображают портрет этого писателя. (3)Многие думают, что это был весьма известный автор с удивительным чувством юмора. (4)В журнале «Современник» в 1863 году в опубликованном некрологе можно было даже прочитать о кончине этого человека. (5)Складывается впечатление, что Козьма Прутков на самом деле существовал, был известным философом, поэтом и политическим деятелем своего времени.

(6)Но на самом деле такого писателя не было. (7)Козьма Прутков - вымышленный писатель. (8)И очень сложно поверить в то, что такой писатель никогда и не существовал, так как в книгах написана его биография, есть достаточно фактов о его литературном творчестве. (9)Но люди, интересующиеся литературой и разбирающиеся в ней, прекрасно знают, что Козьма Прутков -сборный псевдоним, под которым творили такие мастера слова, как А. Толстой и братья Жемчужниковы. (10)Появление благодушного и напыщенного Козьмы Пруткова позволило настоящим писателям, скрываясь под маской своего героя, посмеяться над пороками людей, высказать свое отношение к обществу.

(11)Несмотря на вымышленность и загадочность Козьмы Пруткова, до сих пор широко употребляются многие его изречения. (12)Его цитаты не потеряли своей актуальности и в современном мире: «Нельзя объять необъятное!», «Что имеем - не храним, потерявши - плачем», «Хочешь быть счастливым, будь им!» и другие. (13)В настоящее время Козьма Прутков - это гениальный писатель, который, хоть и никогда не существовал, по праву считается одним из известных классиков русской сатиры. (14)Этот вымышленный персонаж настолько прочно вошел в литературу, что ему вполне мог бы позавидовать реально существующий писатель.

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 6041

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Л.А. Веденской

(1)Что собственное имя может рассказать о его носителе? (2)Какое представление, например, вызывает в нашем сознании личное имя Михаил? (3)Можно ли сказать, что само имя несёт какой-либо смысл? (4)Конечно, можно. (5)Каждое имя из века в век несёт свою историю. (6)Например, имя Михаил происходит от древнееврейского Михаэль - «равный, подобный Яхве (Богу)». (7)А если, например, это имя принадлежит вашему знакомому, родственнику, то оно становится содержательным, связывается в вашем сознании с конкретным носителем этого имени, его чертами характера, внешностью. (8)Собственные имена имеют лишь те предметы (одушевлённые и неодушевлённые), которые представляют особый интерес для человека и нуждаются в персональном подходе.

(9)Нарицательные имена помогают определить любое известное слово. (10)Например, слово «тахта» - это широкий и низкий диван без спинки. (11)Имя нарицательное также заключает в себе определённую информацию. (12)Когда, например, изобрели летательный аппарат, которому не нужен разбег перед взлётом, поскольку он способен вертикально подняться и полететь с любой площадки, то для его наименования создали слово «вертолёт» (от слов «вертикально» и «лететь»). (13)Не имеют собственных имён и вещества, такие, как соль, мука, песок, железо. (14)Они не обладают теми признаками, которые позволили бы выделить какую-то часть вещества и наградить её собственным именем.

(15)В русском языке иногда имена собственные могут переходить в нарицательные, а нарицательные - в собственные. (16)Это происходит благодаря сходству по звучанию и значению. (17)Например, в древнегреческой мифологии есть юноша-красавец Нарцисс, который все время любовался своим отражением в воде. (18)Сейчас мы знаем цветок с таким названием. (19)Он назван так потому, что растёт у воды. (20)Имя нарицательное «труд» перешло в название газеты и стало именем собственным - газета «Труд».

(По Л.A. Введенской)

# 6023

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Фразеологизм «не в своей тарелке» в русский язык пришёл из французского языка. (2)Вот как разъясняет происхождение этого всем известного фразеологизма А. Т. Липатов в книге «За гранью слова — даль. (3)Этюды о красоте, силе и мудрости слова»: (4)«Есть в нашем языке фразеологизмы со «странностями»... (5)Нетрудно установить, что это выражение переносное и означает такое состояние человека, когда тот чувствует себя не так, как всегда, а стеснённо, неловко, неудобно, что называется, «не по себе».

(6)Это выражение является переводом французского «etre dans son assiette», что по-русски должно звучать примерно так: «быть в незавидном положении». (7)Но при чём же здесь тарелка? (8)Дело в том, что в речи французов слово assiette имеет два значения - это и «положение», и «тарелка». (9)3десь мы имеем дело со словами-омонимами: звучат они одинаково, а смысл их различный. (10)Этимологи утверждают, что между этими омонимами существует историческая связь, теперь уже утраченная. (11)А сегодня значения assiette -«положение» и «тарелка» - настолько далеко отошли друг от друга, что между ними уже не ощущается былых родственных связей...

(12)Русские дворяне, говорившие и даже думавшие на французском языке, не особо заботились о точности языка русского, и ещё в XVIII в. по-своему «перевели» французский оборот: в русский фразеологизм из языка-оригинала вместо «положения» попала... «не своя тарелка». (13)Но, оказавшись искажённым, выражение тем не менее как раз из-за этого быстро вошло в обиход. (14)Уж очень яркой в этой ошибке оказалась образность! (15)Представьте себе: сидит человек не в своей тарелке, потому и чувствует себя в самом деле не по себе.

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 6005

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)В русском алфавите есть две очень похожие буквы - «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы - «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру - букву «ё».

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.

(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 5987

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)До правления царя Ивана Грозного (1530-1584) на Руси не было печатных книг. (2)Они появились только после того, как царь утвердил открытие первой типографии. (3)Это было связано с экономической необходимостью: благодаря расширению территорий, развитию ремесленничества, хозяйства и торговли, русским людям требовалось все больше знаний в разных областях, в том числе и в духовной сфере. (4)Необходимость печатных изданий возникла из-за несовершенства рукописных копий. (5)Переписанные от руки книги в большинстве случаев искажали факты, а порой даже общий смысл рукописи. (6)Население росло, количество рукописных книг увеличивалось, а их качество стремительно снижалось. (7)Доверие людей к переписчикам быстро иссякло, потому что никто не хотел читать рукописи, в которых было много неправды и мало смысла.

(8)В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров, которые работали в типографии Московского печатного двора. (9)Самым первым, точно датированным печатным изданием стала книга «Апостол», изданная в 1564 году. (10)В те времена она считалась основным учебником духовенства. (11)По ней учились монахи, крестьяне, дворяне. (12)«Апостол» - это не просто книга, а своеобразная «азбука» для церковноприходских школ царских времен. (13)А её создатели стали родоначальниками печатной промышленности, которая шаг за шагом вела общество к прогрессу, новым знаниям.

(14)Процесс выпуска книги «Апостол» оказался тяжёлым и достаточно творческим и занял у печатников целый год кропотливого труда. (15)Они отливали шрифты, создавали и улучшали печатное оборудование. (16)Первая печатная книга на Руси, выпущенная Петром Мстиславцем и Иваном Фёдоровым, по сей день является реликвией нашей страны. (17)Первопечатники смогли явить всему миру настоящий шедевр!

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 5969

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Каждый, кто читал русские народные сказки, знает о старухе, которую зовут Бабой-Ягой. (2)Этот персонаж настолько безобразен, что им до сих пор стращают детей. (3)Описание Бабы-Яги во всех сказках всегда одинаковое: крючковатый нос, на спине горб, волосы её взлохмачены, а нога костяная. (4)Её друзьями являются леший, царь Кощей, кикимора и другие отрицательные персонажи.

(5)Откуда появилась Баба-Яга в русских сказках? (6)Что означает этот образ? (7)Существует несколько версий. (8)По одной из них, это совсем не злая древняя славянская богиня. (9)Она покровительствовала детям и звалась бабой Йогой. (10)С приходом на славянские земли христианства добрая покровительница в сказках превратилась в злую старуху. (11)Еще одна версия связана с Сибирью: древние народы, которые там жили, носили странную меховую одежду. (12)Она удивила и напугала славян настолько, что они наделили носящих её сверхъестественными силами. (13)Так появились леший и Баба-Яга. (14)Ну а самая простая версия такова: это ведуньи и знахарки, которые обычно жили на окраине деревни. И несмотря на то, что людям они помогали, крестьяне их побаивались и рассказывали разные истории. (15)Так и появился собирательный образ известного всем персонажа.

(16) Вызывает интерес и жилье Бабы-Яги - избушка, стоящая в лесной чаще. (17)Исследователи трактуют известную из детских сказок просьбу для её необычной избушки на курьих ножках так: пока дверь избы обращена в чащу леса, она является частью мира мёртвых. (18)Когда же она поворачивается к просящему передом, то как бы возвращается таким образом в мир живых. (19)И обитательница избушки становится хоть и вредной, но мудрой бабкой, которая поможет и делом, и советом проезжающему мимо молодцу.

(По материалам Литературной энциклопедии)

# 5951

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Космос из века в век притягивал людей своей таинственностью, из уст в уста передавались древние легенды и сказания о небесных телах. (2)Но особенный интерес у человека вызывали чёрные дыры. (3)Законы физики подтверждают возможность их существования во вселенной, но до сих пор остается множество вопросов. (4)Многочисленные наблюдения показывают, что чёрные дыры существуют во вселенной и их очень много. (5)Ещё в 1915 году было предсказано их существование. (6)Однако научное сообщество заинтересовалось ими только в 1967 году. (7)Их тогда называли «застывшие звёзды». 8)Сейчас чёрной дырой называют космический объект, который поглощает все, даже световые лучи, искажает пространство и время.

(9)Чёрные дыры не могут увидеть не только ученые, но и тем более обычные люди. (10)А если так, то откуда мы знаем, что они существуют? (11)Да, хоть чёрная дыра и невидимка, но она должна быть заметна за счет материи, которая падает в неё. (12)Например, температура звездного газа, который притягивается чёрной дырой, при приближении к ней начинает расти до сверхвысоких значений, что приводит к свечению. (13)Именно поэтому чёрные дыры светятся. (14)Благодаря такому, хоть и слабому свечению, астрономы и астрофизики объясняют наличие в центре галактики  объекта с малым объёмом, но огромной массой.

(15)Как чёрные дыры могут влиять на галактики? (16)Этот вопрос мучает учёных всего мира. (17)Есть гипотеза, согласно которой именно черные дыры, находящиеся в центре галактики, влияют на её формы и развитие. (18)В данный момент в результате наблюдений обнаружено порядка 1000 объектов, которые похожи по поведению на чёрные дыры. (19)Учёные считают, что при столкновении двух галактик происходит слияние чёрных дыр и во время этого процесса выбрасывается такое огромное количество энергии и материи, что образуются новые звезды.

(По материалам Детской энциклопедии)

# 5931

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст

(1)Мир животных подчиняется чёткому делению на слабых и сильных, хищников и травоядных, каждый из которых знает своё место и никогда не отважится занять чужое. (2)Как и в мире людей, у животных есть свой царь, которым считают льва. (3)Почему лев? (4)Потому, что ему присуще то, что свойственно царям: сила, а значит и власть, достоинство, благородство, а также неустанная забота о своей семье - прайде.

(5)0 том, как выглядит лев, знают все, даже самые маленькие дети, которые читали о нем в сказках. (6)Самое удивительное то, что, несмотря на свой внушительный и грозный вид, лев вызывает восхищение. (7)Впечатляет его густая грива, мощь, грация, с которой он двигается, и взгляд, повергающий в страх всех на его пути. (8)Это хищное животное не знает себе равных в джунглях, где сразиться с ним могут немногие. (9)По силе и мощи лев ни с кем не может сравниться. (10)Даже тигр ему в этом ему уступает. (11)Высокий, больше метра в холке, он может быть весом до 250 килограммов. (12)Например, антилопу-гну он может свалить одним ударом своей лапы.

(13)Однако при всей своей силе и мощи лев чтит законы. (14)Человек, который гораздо слабее его, для льва неприкосновенен. (15)Благородство и сила льва всегда впечатляли людей. (16)Неслучайно то, что изображение льва есть и на царственных гербах многих стран мира, и в пантеоне греческих богов. (17)Лев является стражем ворот в Китае, хранителем реликвий в Индии, символом солнца в Древнем Египте. (18)Это животное испокон веков почитали наряду с богами. (19) Также его изображение можно увидеть в христианских храмах.

Страницы