ВПР 6 класс (задание 9)

9. Определение основной мысли текста

# 4965

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Е. Осетрова

(1)Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в правильном смысле этого слова. (2)Третьяков — это создатель обширного собрания предметов искусства. (3)Всю жизнь он приобретал картины, лучшие в русской национальной живописи. (4)В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. (5)В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. (5)15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

(6) Перенесёмся мысленно в середину прошлого столетия на Сухаревку. (7)Мы увидим Павла Михайловича, совсем ещё молодого, он шагает с пачкой гравюр, которые только что купил. (8)Для всех он — замоскворецкий купец, владелец дома в тихом Лаврушинском переулке. (9)Павлу Третьякову не было ещё и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. (10)Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи.

(11)У Третьякова был безошибочный вкус. (12)Он не боялся покупать произведения молодых, ещё неизвестных художников. (12)Павел Третьяков не преследовал никаких корыстных целей. (13)Им овладела идея создать музей национальной живописи. (14)Об этом он писал на заре собирательства. (15)Тогда им уже было составлено письмо-завещание. (16) Вот что там в частности было написано: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». (17)Первые картины были куплены в 1856 году. (17)Этот год он считал датой основания галереи, известной теперь каждому культурному человеку.

(По Е. Осетрову)

# 4947

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Н. Верзилина

(1)Растения непосредственно связаны с жизнью человека, с его культурой и историей. (2)Растения изменяют свой облик под влиянием руки человека. (З)Человек переносит не только культурные растения, но и дикие в другие места, далеко от их родины. (4)И встреченный в поле или на дороге сорняк вдруг оказывается памятником древнего события. (б)Например, как воспоминание о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году, осталось сорное растение свербига, семена которого вместе с сеном для лошадей завезли во Францию русские казаки.

(6)О более грозном событии говорят заросли аира в Литве. (7)В 1574 году ботаник Клузиус получил из Константинополя корневище аира. (8)Рос аир в Турции, Индии, странах юго-восточной Азии, а вот в Европе аира не было. (9)Его торжественно посадили в Вене на берегу пруда в одном из первых ботанических садов. (10)Однажды это растение показали одному поляку, посетившему Венский ботанический сад. (11)Его подвели к редчайшему растению. (12)Но гость, увидев аир, смеясь спросил: «Зачем посадили сюда траву, которая во множестве произрастает по берегам водоёмов по всей Литве?»

(13)Как же мог попасть в Литву аир, растущий в Малой Азии, Персии, Индии, Китае? (14)Эта загадка разрешается названием, которое дали аиру в Литве, — «татарская трава». (15)Татары занесли аир с юго-востока, так как царство их простиралось от Крыма до современной Прибалтики. (16)Аир, растущий по берегам озёр и тихих рек Литвы и Украины, где его сейчас называют «лепех», напоминает о тягостном трёхсотлетнем татарском иге.

(По Н. М. Верзилину)

# 4929

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст К. Паустовского

(1)Любовь к лесу родилась у меня ещё в детстве. (2)Когда я был гимназистом четвёртого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах. (З)Раньше они назывались Дебрянскими, от слова «дебри» — непроходимые лесные чащи. (4)Любимым занятием у нас, мальчишек, было лазание на вековые сосны. (5)Мы забирались на самые вершины. (6)Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до облаков. (7)Там сильно, до одури, пахло нагретой смолой и во все стороны простирался неведомый лес.

(8)Я никогда не забуду тот летний вечер, когда я впервые ехал на телеге с маленького полустанка в глубину этих лесов. (9)Всё казалось мне удивительным и таинственным: и вершины сосен, терявшиеся во мраке, и туман над болотами, и блеск звёзд в вышине между ветвей, и бесшумный полёт тёмных птиц. (10)Тогда ещё я не знал, что это летали совы. (11)Мне всё казалось, что в лесной тьме, вот здесь, в нескольких шагах от дороги, прячутся в овраге душегубцы, а между стволов тускло блестят озёра с покосившимися сторожками на берегах. (12)Мне казалось, что со дна этих озёр долетает едва слышный колокольный гул, пока я не догадался, что это шумят сосны.

(13)В Брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много вещей, показавшихся мне невероятными. (14)Я узнал, например, что лучшие семена сосны лесоводы добывают из беличьих складов, потому что белка собирает только самые здоровые и свежие шишки. (15)Я узнал, что брянская сосна растёт на песчаной земле, смешанной с фосфоритами, и потому нет в мире лучшей сосны по прочности и красоте древесины. (16)И наконец я узнал главное: что лес, и один только лес, спасает землю от высыхания, от засухи, суховеев, неурожая и порчи климата. (17)С тех пор я понял великое значение леса для жизни земли.

(По К. Паустовскому)

# 4911

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст К. Паустовского

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (4)По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке. (5)Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. (6) Около ёлки лежала толстая книга — подарок от мамы. (7)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена.

(8)Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (9)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (10)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски. (11)Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

(12)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. (13)Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. (14)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобная дыханию  цветов,  человеческая  доброта  исходила  со  страниц  этой книги с золотым обрезом.

(К. Паустовский)

# 4892

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст М. Разумного

(1)В солнечный день поздней осени я и два моих друга, учитель и садовник, долго гуляли по аллеям фруктового сада. (2)Деревья вокруг нас гнулись под тяжестью плодов. (3)Мы угощали друг друга сочными яблоками. (4)Яблоки были и крупные, и малюсенькие, но хвалили мы их без конца.

—  (5)Хорошо, что у деревьев короткая память, — сказал я.

(6)Друзья переглянулись.

—  (7)Память? У деревьев?

—  (8)Подумайте, ещё и года не прошло с тех пор, как сняли всё, что яблони родили, а они с удивительным легкомыслием расцвели опять, налились соками, и вот мы снова наслаждаемся их урожаем. (9)Разве не коротка у них памятъ? А?

—  (10)Ошибаешься, друг, — перебил мои размышления учитель. — (11)У деревьев, наоборот, отличная память. (13)Они расцветают именно потому, что помнят радость прежних лет, радость созревания, сладкую ношу плодов. (14)Что может сравниться с этими счастливыми воспоминаниями!

—  (15)Ты тоже не прав, — сказал садовник, — вы оба не правы. (16)Не потому цветёт дерево, что оно не помнит прежних обид, и не потому цветёт оно, что любит сладкие воспоминания. (17)Оно цветёт потому, что живёт, а жить — значит постоянно обновляться, постоянно плодоносить, постоянно дарить свои плоды с открытым сердцем и щедрой рукой.

(По М. Разумному)

 

# 4873

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст М. Ростовцева

(1)Очарование охватывает вас, когда вы приезжаете в маленький городок Тарусу. (2)Болыпинство зданий здесь одноэтажные, построены ещё в XIX веке. (З)Благодаря своему уникально сохранившемуся облику и сегодня город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесён в перечень исторических городов России.

(4)С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. (5)Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении её в Оку. (6)Дом обычный для Тарусы. (7)В доме скромно и просто. (8)Никакой роскоши, только необходимое. (9)Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. (10)Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. (11)В беседке Константин Георгиевич любил работать. (12)В ней уютно, тихо. (13)Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах.

(14)3десь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. (15)Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. (16)Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. (17)В эти часы у него появлялось вдохновение, рождались новые мысли и темы. (18)В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. (19)О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

(По М. Ростовцеву)

 

# 4855

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст М. Ростовцева

(1)Есть на среднерусской земле города; чуть отойдёшь от главной улицы — и увидишь заречный, в редких вербах, луг, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. (2)Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. (3)По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. (4)Такое увидишь обычно в малом городе, в глубинке России.

(5)Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. (6)Это прежде всего близость природы. (7)Малый город ничем от неё не отгорожен. (8)И нетронутый ковёр травы, и жёлто-зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка. (9)И воздух такой здоровый, чистый.

(10)В малом городе нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. (Н)Такой город живёт без спешки и шума. (12)Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. (13)Напротив, приезжему ответят обстоятельно. (14)Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» (15)Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. (16)Они нежно привязаны к своему родному месту и не стремятся сменить его на какой-нибудь большой город.

(По М. Ростовцеву)

# 4837

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Ю. Дмитриева

(1)Весною это дерево белое, пушистое, будто облако, спустившееся на землю. (2)И такое оно красивое, что глаз не отвести. (З)Недаром черёмуха воспета многими поэтами. (4)О ней писали Есенин, Жуковский, Мандельштам. (5)Они воспевали нежную красоту дерева, его недолгое цветение, чудесный аромат. (6)И вдруг — это нередко бывает — подойдут на несколько минут к черёмухе люди, и останется после их визита черёмуха жалкая, ощипанная, грустно качая поломанными ветвями. (7)Это как немой упрёк тем, кто погубил её красоту.

(8)Конечно, собирать букеты черёмухи можно. (9)Но собирать надо аккуратно — не обдирать черёмуху чуть ли не до последнего цветка, не ломать ветки и сучки. (10)Ведь иначе может погибнуть одно из самых полезных наших растений.

(11)Ягоды черёмухи (правильнее называть их костянками) не очень вкусные, хотя из них варят кисели. (12)Соком костянок черёмухи подкрашивают фруктовые воды, конфеты, мармелад. (13)Имеют они и лечебные свойства. (14)Однако ценится черёмуха не только за ягоды. (15)Она приносит огромную пользу, потому что убивает очень вредные для человека микробы.

(По Ю. Дмитриеву)

# 4712

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Н. В. Ивлевой

(1)«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля занимает особое место в русской филологии и культуре. (2)Материалы для словаря В. И. Даль собирал пятьдесят три года, то есть всю свою сознательную жизнь. (З)Первые записи народной речи были сделаны девятнадцатилетним мичманом, выпускником Морского кадетского корпуса, последние дополнения в новое издание словаря внесены автором за неделю до смерти.

(4)До сих  пор словарь Даля остаётся непревзойдённым по объёму представленного материала. (5)Он содержит двести тысяч слов, тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. (б)Словарь наглядно показал неисчерпаемое богатство русского языка.  (7)В соответствии с замыслом составителя, он включил «речения письменные, беседные, простонародные, общие, местные и областные; обиходные, научные,  промысловые и ремесленные; иноязычные, усвоенные и вновь захожие, с переводом; объяснение и описание предметов, толкование понятий общих и частных; пословицы, поговорки, присловья, загадки, скороговорки и проч.».

(8)Словарь даёт информацию не только о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах и других этнографических сведениях. (9)Особое место в нём занимает лексика русских народных говоров. (10)Любые диалектные слова, по мнению Даля, заслуживают того, чтобы занять место в словаре. (11)Даль выступал против наводнения русского языка иноязычными словами. (12)Словарь В. И. Даля — настоящая энциклопедия народной жизни.

(По Н. В. Ивлевой и Википедии)

# 4533

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст В. Соловьёва

(1)Былины — это героические песни. (2)У них нет автора. (3)Они сложены народом по горячим следам памятных событий: войн и вражеских нашествий, побед и поражений. (4)Былины не рассказывали подобно сказкам. (5)Их пели. (6)Иные сказители знали по три-четыре десятка былин с разными вариантами зачинов (запевов) и концовок. (7)Ведь в каждой русской стороне сохранившиеся предания о подвигах богатырей и поединках со злыми недругами излагали по-своему.

(8)Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих богатырей — защитников Земли русской. (9)Эти отважные витязи стоят на страже её границ и всегда одерживают верх над врагами. (10)Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. (11)Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком. (12)Даже всесильному князю Владимиру богатыри говорят правду в глаза.

(13)Не считают зазорным богатыри взяться за плуг и поработать на земле, как это сделал Илья Муромец. (14)А мужик-пахарь Микула Селянинович, который один посрамил княжескую дружину, предстаёт в былине истинным богатырём. (15)В этом заключена народная мудрость: крестьянин не только кормилец родной земли, но и её опора. (16)Случись беда — именно он подставит могучее плечо и избавит страну от напасти.

(По В. М. Соловьёву)

Страницы