ЕГЭ (задание 26)

26. Языковые средства выразительности

# 5799

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Н.С. Лесков)

«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18–23, 28–38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство — (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство — (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42

Список терминов:
1) фразеологизм
2) восклицательные предложения
3) антонимы
4) цитирование
5) диалектизм
6) ряды однородных членов предложения
7) диалог
8) олицетворение
9) синонимы

# 5767

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (М.А. Шолохов )

«М.А. Шолохов особое внимание обратил на рядовых солдат, преодолевающих все неимоверные трудности и лишения войны. В тексте нередко используются синтаксические средства выразительности: (А)________ (предложения 6‚ 11‚ 13) и (Б)_______ (предложения 9‚ 16). Особая роль в тексте принадлежит изображению реалий войны. И здесь важную роль играют тропы: (В)_______ («злую жгучесть» в предложении 35) и (Г)________ («метались… язычки пламени» в предложении 38)».

Список терминов:
1)диалог
2) эпитет
3) метафора
4) гипербола
5) парцелляция
6) анафора
7) восклицательные предложения
8) сравнение
9) вопросительные предложения

# 5423

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст ( Л.А. Жуховицкий )

«Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп (А) __________ (предложение 2). Однако (Б) __________ («величайший россиянин всех времен» в предложении 11) подчёркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как (В) __________ (предложения 18–19), позволяет читателю понять это.
Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? (Г) __________ (предложение 43) дает ответ на этот вопрос».

Список терминов:
1) метонимия
2) сравнительный оборот
3) ряд однородных членов
4) метафора
5) вопросно-ответная форма изложения
6) синонимы
7) контекстные антонимы
8) градация
9) лексический повтор

# 4502

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Г. Н. Троепольский)

«Ощущение присутствия в лесу создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в частности троп — (А)______ («лес молчал», «играли... листья берёзы», «притихли... дубки» в предложениях 21—23), приём — (Б)______ («жёлтый лес» в предложении 57, «вот вам и» в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)______ («золотые листья» в предложении 22, «величавым... дубом» в предложении 23). Этот троп помогает передать авторское восприятие гармонии природы. На этом фоне еще ярче выделяется приём — (Г)______ (в предложениях 45, 52)».

Список терминов:
1) фразеологизм
2) аллитерация
3) обращение
4) метонимия
5) лексический повтор
6) олицетворение
7) литота
8) противопоставление
9) эпитет

# 4501

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Б.Л. Васильев)

«В отрывке из книги Б. Л. Васильева «В списках не значился» рассказывается о защитниках Брестской крепости, совсем ещё молодых, самых обычных людях. Создавая их образы, автор использует лексическое средство — (А)______ (предложение 15, «кажет» в предложении 30) и такую форму речи, как (Б)______ (предложения 14—18). Чувства немца, которого должен был убить Плужников, передают различные средства выразительности, в частности троп — (В)______(«плачущим голосом» в предложении 12); чувства Плужникова, так и не выстрелившего в немца, передаёт приём — (Г)______ (предложения 58—59)».

Список терминов:
1) градация
2) сравнительный оборот
3) эпитет
4) диалог
5) восклицательные предложения
6) парцелляция
7) антонимы
8) разговорные и просторечные слова
9) книжная лексика

# 4500

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Н.И. Пирогов)

«Троп — (А)______ («роясь в хламе сердца»), использованный Н. И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми — об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б)______ («священным долгом» в предложении 4, «твёрдое намерение отблагодарить» в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что «истинное благодеяние» заслуживает благодарности, однако использованный приём — (В)______ (предложения 3—4) — приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что «не был благодарным» по отношению к своим родным, хотя прекрасно осознаёт, что они для него сделали в трудные студенческие годы. О сложностях того времени красноречиво говорится во всём тексте, особо подчёркивает это приём — (Г)______ («иногда» в предложении 23)».

Список терминов:
1) градация
2) литота
3) риторический вопрос
4) гипербола
5) олицетворение
6) противопоставление
7) метафора
8) эпитеты
9) лексический повтор

# 4499

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (В.С. Токарева)

«Трудность принятия решения для героини текста В. С. Токаревой подчёркивает лексическое средство — (А)______ (например, «шарю» в предложении 25). Создавая характер девочки, «живой, непосредственный» автор использует ещё одно лексическое средство — (Б)_____ (в предложении 31). А подчеркнуть философский характер заданной темы сочинения автору помогают приём — (В)______ (предложения 52—53), а также троп — (Г)______ (предложение 50)».

Список терминов:
1) антонимы
2) восклицательные предложения
3) эпитеты
4) парцелляция
5) синонимы
6) сравнение
7) вопросно-ответная форма изложения
8) анафора
9) разговорная лексика

# 4498

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Ю.В. Бондарев)

«Язык Ю. В. Бондарева очень образный, о чём свидетельствуют использованные в тексте тропы: (А)______ («как мрак» в предложении 2, «вспыхнула запредельным огнём» в предложении 3) и (Б)______ (предложение 9). Взволнованную интонацию автора передают лексические средства, в частности (В)______ («вечность» — «миг» в предложении 6, «начала» — «концы» в предложении 17), а также приём — (Г)______ («мучит, терзает, истязает» в предложении 13)».

Список терминов:
1) фразеологизм
2) парцелляция
3) развёрнутая метафора
4) разговорная и просторечная лексика
5) антонимы
6) градация
7) синтаксический параллелизм
8) риторическое восклицание
9) сравнение

# 4497

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (А.П. Гайдар)

«Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А)______ («несуразное, бестолковое» в предложении 30, «беспредельным", «безграничной» в предложении 37), (Б)______ («хлопчик» в предложении 3, «кривятся» в предложении 9) — и такая форма речи, как (В)______ (предложения 4—7, 9—12). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство — (Г)______ (предложения 17, 18)».

Список терминов:
1) метафора
2) гипербола
3) синонимы
4) вопросительные предложения
5) ряды однородных членов предложения
6) книжная лексика
7) фразеологизм
8) диалог
9) разговорная и просторечная лексика

# 4496

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (К.И. Чуковский)

«Свою книгу «Живой как жизнь» К. И. Чуковский посвятил русскому языку. В приведённом фрагменте из главы «Наперекор стихиям» авторские размышления строятся вокруг такого тропа, как (А)______(«протекает... речевая река» в предложении 14). Ставя перед собой задачу «приучить читателя философски думать о языке, о процессах его развития и роста", Чуковский использует приём — (Б)______(предложения 3—4, 6—8, 12). Наряду с этим в тексте отчётливо звучит авторский голос — благодаря использованию такого приёма, как (В)______ («скорбеть, негодовать, ужасаться» в предложении 18), такого тропа, как (Г)______(«заплесневелые» в предложении 28, «худосочная» в предложении 29)».

Список терминов:
1) противопоставление
2) градация
3) олицетворение
4) эпитет
5) вопросительные предложения
6) диалектизмы
7) цитирование
8) метафора
9) фразеологизмы

Страницы