"Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"
В чем заключается счастье? Каждый из нас задается этим вопросом и отвечает по-своему. Многие писатели и поэты также искали ответ на этот вопрос. Так и Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» пытается найти ответ на вопрос: «кому живётся счастливо, вольготно на Руси». Для этого семь вольнообязанных крестьян отправляются по Руси, чтобы найти счастливого и в конце пути приходят к выводу, что счастлив тот, кто живет в согласии со своей совестью, бескорыстно служит народу и Родине.
В начале пути нищие, голодные, оборванные крестьяне считают, что счастье заключается в покое, богатстве и чести. Поэтому счастливыми, по их мнению, должны быть помещик, поп, чиновник, купец, боярин, министр государев или сам царь. Но как оказалось это не так. Нет покоя, чести и богатства у попа. Наступили неспокойные времена и для помещика, у которого отобрали и крестьян, и земли. Потеряв власть и богатство, вынужден помещик трудиться, но, живя в деревне, не может отличить ржаного колоса от ячменного. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одни концом по барину, другим по мужику». Получается, что счастье не в богатстве и незаслуженном уважении, а в чем-то другом.
Не найдя счастья среди чиновников и помещиков, крестьяне решили узнать, в чем же счастье простого народа. Путники выставили посреди ярмарки ведро водки и пообещали хорошо угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Много нашлось «счастливых». Старуха рябая счастлива от того, что у нее уродилось много репы. Солдат в медалях – в двадцати сражениях не был убит, в мирное время голодал, но смерти не сдался. Каменотес-олончанин – много работает, его семья не бедствует. Дворовый человек – был у князя любимый раб. Выслушав рассказы народа о счастье, быстро крестьяне поняли, что нет счастливого среди народа, что счастье «мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».
Но из разговоров с народом о деде Савелии, Ермиле Гирине, Матрене Тимофеевне, Григории Добросклонове семеро вольнообязанных поняли, что счастливы те люди, кто служит Отечеству и народу, кто живет честно, по совести, несмотря на трудности. Например, чего только не пережила Матрена Тимофеевна: тяжелый крестьянский труд, упреки со стороны родственников мужа, смерть своего первенца Демушки, пожары, болезнь - но, несмотря на все это, смогла сохранить душевное тепло и красоту. Или Ермила Гирин - «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян почётом. А заслужил такое к себе отношение за честность, за трудолюбие и отзывчивость. Не обманул, отдал все до копеечки тем, кто на ярмарке выручил его, собрав нужную сумму, чтобы выкупить мельницу, несправедливо отбираемую судом. Или Григорий Добросклонов с ранних лет полюбил свой край . Он изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями, мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Его вера передается и народу. И за это народ его уважает и верит ему. Значит, счастлив тот, кто любовь народа заслужил делами и поступками, а не тот, кто прячется за богатством и властью.
Оказывается счастливого человека найти сложно, потому что русский народ еще темен. Суть понимания счастья стала доступна лишь семерым мужикам, прошедшим долгий путь к истине. Счастье заключается в честной, бескорыстной жизни, в неподкупном уважении и любви.