по тексту Тендрякова В.Ф.

Версия для печатиPDF

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ЕГЭ: текст Тендрякова В.Ф.

(1)Двадцать с лишним лет назад они пришли в школу — трое педагогов со студенческой скамьи, два парня с колодками орденов и медалей на лацканах поношенных пиджаков и девица с копной волос и изумлённо распахнутыми глазами. (2)Школа встретила их по-разному. 

(3)Иннокентия Сергеевича — уважительно. (4)Раненный под Белгородом, он не кичился фронтовым прошлым, не требовал привилегий, держался скромно, преподавал толково. (5)Об Иннокентии Сергеевиче сразу же установилось прочное мнение — светлая личность, надёжный работник, образец для подражания. 

(6)Павел Павлович Решников, тоже фронтовик, трижды раненный, награждённый орденами, с ходу вошёл в конфликт со школой. (7)Молодой учитель считал, что школьные программы по физике устарели — нельзя преподавать лишь законы Ньютона, когда современная наука живёт открытиями Эйнштейна, — начал преподавать по-своему. 

(8)Ольгу Олеговну школа сначала встретила равнодушно — рядовой преподаватель истории, ничем, собственно, не выделяющийся. (9)Она выделилась не преподаванием, не педагогическим мастерством, а неукротимым правдолюбием. (10)Ольга Олеговна могла во всеуслышанье произнести то, о чём все осмеливались лишь шептаться по углам, заклеймить подхалимов, обличить зарвавшихся, не считаясь ни с их властью, ни с их авторитетом… 

(11)Ольга Олеговна и директор школы Иван Игнатьевич шли по спящему городу. (12)Иван Игнатьевич говорил:
— (13)Я всё время думаю о сыне. (14)Да, да, об Алёшке… (15)Вы же знаете, он не попал в институт и пошёл в армию… (16)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (17)Армия-то его устраивает только потому, что там не надо заботиться о себе: по команде подымают, по команде кормят, учат, укладывают спать. (18)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён — надёжно. (19)Что это, Ольга Олеговна, — отсутствие воли, характера? (20)Вот что я замечал, Ольга Олеговна, он слишком часто употреблял слова «ребята сказали, все говорят… все так делают». (21)Все носят длинные волосы на загривке — и мне надо; все употребляют словечко «пахан» вместо «отец» — и я это делаю; все берут призы по спортивным соревнованиям — и мне не след отставать, покажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость. (22)Как все… (23)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (24)Проще существовать по руководящей команде, но право же, необязательно легче. 

(25)Ольга Олеговна остановилась. 

— (26)Как все — проще жить? — переспросила она. (27)Остановился и Иван Игнатьевич; над ними сиял фонарь — пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна, спал город. 

— (28)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. 

— (29)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я. 

— (30)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те видят и думают не так, как все? (31)К Коперникам — враждебно; к заурядностям — доверчиво. (32)Смазанные и сглаженные личности — помилуйте! — не нелепость ли? (33)Вроде сухой воды, зыбкой тверди, лучезарного мрака. (34)Личность всегда исключительна, нечто противоположное «как все»… 

— (35)М-да… — произнёс Иван Игнатьевич, с сомнением ли, с осуждением или озадаченно — не понять. 

(36)Они двинулись дальше. (37)Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (38)Воздух был свеж, потянуло привычным холодом, который приходит с наступлением вечера, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце. 

(По В.Ф. Тендрякову*)
* Владимир Фёдорович Тендряков (1923–1984)
— русский советский писатель, педагог

 

Проблемы Позиция автора
1 Какими качествами должен обладать учитель? Учитель — это человек, не только хорошо знающий свой предмет, но и самоотверженно относящийся к своей профессии, имеющий собственное мнение по самым различным вопросам.
2 Как формируется мировоззрение человека? На формирование мировоззрения человека, безусловно, влияет мнение большинства, выраженное принципом «как все». Важно не подпасть под влияние этого мнения, жить собственными принципами и убеждениями.
3 Как среда влияет на формирование мировоззрения человека? Среда непосредственно воздействует на формирование мировоззрения человека, особенно молодого. Каждый гак или иначе иногда подстраивается под общее мнение — как все, так и я, при этом есть опасность стать «смазанными и сглаженными личностями».
4 Как общество оценивает людей? Общество оценивает людей, исходя из их заслуг и личных качеств.