Конспект урока литературы "Сказка как жанр УНТ. Виды сказок" (5 класс)

Версия для печатиPDF

Тема: «Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок изучение нового материала

Цели:

1.образовательная: дать понятие о сказке как жанре фольклора и ее видах;
2. развивающая: научиться определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок;
3. воспитательная: показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! У меня сегодня очень хорошее настроение, ведь нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

 

-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

- Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора.

 

Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. и отгадаем

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.

 

 

 

- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.

 

- Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.

 

 

Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

 

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Целеполагание

 

 

.

- На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.

 

- Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка»)

 

- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

 

- А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».

 

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

 

Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- В жанре сказки. Эта сказка называется «Царевна-лягушка»

 

 

- Сегодня мы будем говорить о сказках.

 

Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка».

Записывают тему в тетрадь.

 

 

  • свои предположения.

-Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.

 

Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.

 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

 

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом

 

-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?

-Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок.

- Кто часто бывают героями русских народных сказок?

-В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных.

Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.

Учащиеся называют известные им сказки.

Отгадывают сказки.

 

- Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.

С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу

После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары

Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

5.Работа с презентацией «Композиция сказки»

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.

Просмотр презентации (индивидуальное задание)

Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации

 

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.

-Найдите в сказке

Зачин;

Присказку;

Концовку.

Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?

 

Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.

 

 

 

 

Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

 

Физкультминутка

 

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

 

- Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.

 

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

 

Учитель читает фрагмент сказки «Морозко»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

 

 

Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

 

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.

- Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.

- Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

10.Информация о домашнем задании

Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

 

Комментарии

Аватар пользователя Наталья
Отличная разработка
автор: Наталья
Аватар пользователя татьяна
Очень хороший конспект урока, продуманы все этапы .Большое спасибо за разработку.
автор: татьяна
Аватар пользователя Гость
Хороший грамотный материал, но не вижу презентацию
автор: Гость
аватар пользователя Администратор
При переносе на новый сервер произошла утеря части документов. В настоящее время проводится работа по восстановлению.
автор: Администратор
Аватар пользователя АННА
Спасибо, буду использовать в своей работе
автор: АННА

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.