Конспект урока литературы "Тема Родины в стихотворениях С.А. Есенина" (5 класс)



I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга.
- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш класс наполнился светом, наполнился счастьем.
II. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, посмотрите на экран, вам знакомы эти места ?( знакомые с детства места г. Советска)
- В г. Советске вы родились, живете здесь, то этот город для вас является малой родиной.
- Обратите внимание на рабочие листы. В задании 1 записаны однокоренные слова к слову Родина, выделите, пожалуйста, корень.
- Какой корень этого слова?
(Правильно род. Род – наши предки, семья, близкие люди, без которых невозможна жизнь.)
- Как вы думаете, почему в начале урока я обратила внимание родные вам места, к какому вопросу обратимся сегодня?
(мы сегодня будем говорить о родине)
III. Целеполагание. ( фото Есенина и эпиграф)
-Чей портрет изображен на экране? ( Сергея Александровича Есенина)
- Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока. Что такое эпиграф?
(в эпиграфе содержится основная мысль того, о чем написано или будут говорить)
- Ребята, а кто мне поможет прочитать эпиграф?
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. А. Есенин
- Как вы поняли эти строки?(
Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места)
- Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться?
(С. А. Есенина)
- Какая главная тема в творчестве Есенина?
(Тема родины)
- Помогите сформулировать тему урока, используя главные слова
(Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина: « Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»)
Подчеркните тему урока на рабочем листе.
-Ребята, а какие цели лично для себя поставите на уроке на этот урок?
(Мы должны познакомиться с жизнью и творчеством поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).
IV Знакомство с биографией поэта.
- Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
- Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
- Родители его были крестьяне. Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: «Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
- Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села, в которой в 1895 тгоду крестиди Сергея Есенина
- Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, этому способствовали мелодичные, задушевные песни матери и сказки, которые рассказывала бабушка. Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад.
- А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
- В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики.
- В 1912 году Есенин уехал в Москву и долгих шесть лет не был дома. О своей любви к родине он рассказывал в своих стихах. Одно из стихотворений, которое было написано вдали от родного дома, мы сейчас прослушаем. Это стихотворение «Я покинул родимый лом…»
V. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»
1. Первичное восприятие.
Внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто стихотворение?
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.1918.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(грустью, тоской)
- Почему лирический герой тоскует, грустит?
(Он давно не был дома, тоскует по родине)
2. Чтение стихотворения.
- На рабочих листах напечатано стихотворение, прочитайте его про себя . Когда прочитаете, то сядьте прямо, чтобы было видно, что вы выполнили задание.
3. Анализ лирического произведения.
– В каком году написано стихотворение?
(1918г)
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
(6 лет)
Рассказ учителя об исторических событиях в России.
За это время в России произошли серьезные исторические события:
1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.
– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в судьбе поэта?
(Из-за событий, происходивших в России, поэт не мог часто бывать дома, где, как ему казалось, было все по-прежнему, тихо, спокойно. В 1918 году удалось заехать на несколько дней)
– Перечитайте первые две строки стихотворения:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
- О чем говорится в этих строках?
(о родимом доме)
– Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной?
(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.)
– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году?
(Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него - это родимая деревня Константиново рязанской земли.)
– Почему поэт называет Русь голубой?
(Образ голубых небес, река Обь, даль небес, простор).
- Как называется прием, который использует автор?
(Эпитет.)
- Подчеркните голубым цветом этот эпитет. А какой еще эпитет встретился в первой строчке, тоже подчеркните. На экране вывожу эпитеты.
– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:
В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
– Что мы представляем, когда читаем эти строки?
(Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)
- Какой художественный прием использует автор?
(березняк теплит матери грусть – метафора). Давайте подчеркнем зеленым цветом этот прием, как цвет березы.
Прочитайте следующие две строки.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
- Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится?
(сравнение – золотой лягушкой.)
- Какое еще художественное средство встретилось?
(эпитет тихой) Подчеркнем синим карандашом.
-Читаем дальше.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
– Какой прием скрыт в этих строках?
(Сравнение)
- А какой это яблоневый цвет?
(Бело-розовый ) Эпитет подчеркните розовым цветом
- Читаем дальше.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
- Какое время года описывается в 1-2 строфах?
(весна)
- А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу?
(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)
- Какой прием автор использует?
(олицетворение)
- А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.
- Прочитайте следующие строки.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге
– Кто хранит “голубую Русь”?
(Ее стережет клен – хранитель родного очага. Он является олицетворением русской деревни для поэта.)
- Вновь какой прием использован?
(олицетворение – зеленый цвет)
-Давайте прочитаем последние четыре строки.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
– На кого, по мнению Есенина, похож клен?
(на самого поэта)
- Почему?
(Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою)
-Давайте еще раз прочитаем художественные средства.
-Почему мы поработали со средствами выразительности?
(Они создают целостную картину, передают чувства автора, смысл стихотворения)
- А сейчас кто желает прочитать выразительно стихотворение вслух, выделяя голосом подчеркнутые средства выразительности.
-Давайте представим картины, созданные поэтом.
(березняк у пруда и звездное небо; отражается золотая луна в воде, клен стоит у старого бревенчатого дома)
Все эти любимые образы, описанные в стихотворении, составляют для Есенина родину.
VI. Физкультминутка
- Я предлагаю создать частичку картины, которая отражает поэтический образ Есенина – это образ клена. У вас на столах лежат кленовые листочки, прикрепите их к кроне дерева. Выходим парами друг за другом от каждого ряда.
- Посмотрите, как крона дерева напоминает кудрявую, пышную голову Есенина.
VII. Чтение и анализ стихотворения « Низкий дом с голубыми ставнями»
- Снова проходит шесть лет. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, - посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями».
- А сейчас сядьте прямо, прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении?
Звучит аудиозапись
- Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?
(нежность, любовь)
- Прочитайте про себя, затем обсудите в парах и выпишите из текста стихотворения эпитеты во вторую часть таблицы, а в первой части подчеркните прилагательные
«Я покинул родимый дом...» |
«Низкий дом с голубыми ставнями...» |
Голубую оставил Русь... |
_____________________ ситцем |
Золотой лягушкой луна |
______________________небес |
Словно яблоневый цвет седина |
нежность _____________________ |
И я знаю, есть радость в нем... |
________________ журавлей |
|
В ___________________ дали |
|
Ракитник ______________ и ____________ |
|
_______________ ставни |
– Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? («Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый».)
- Какие цвета преобладают в первом стихотворении, во втором?
(Во втором эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)
- В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком – более обычной, повседневной, неяркой?(Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «Низкий дом с голубыми ставнями...».)
– Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
(«Голубая Русь» – «голубые ставни». В таких цветах он видел родной край, Русь..)
С помощью цветописи Есенин передавал чувства и рисовал картины. За это умение его называли Златоцветом. А сейчас на лепестках цветов напишите, какие цвета использует в двух стихотворениях. Вот в таких цветах Есенин видел свою родину. Оставьте на память о сегодняшнем уроке этот цветок.
– Какими строками начинается и заканчивается стихотворение? Зачитайте.
– Как называется такая композиция стихотворения?
(Перед нами кольцевая композиция. Через такую композицию поэт хочет сказать, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда останется верен своей родине)
VIII .Подведение итога.
- Какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Достигли этой цели?
(Познакомились с биографией Есенина, проанализировали стихотворения, научились выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).
IX .Рефлексия
Закончите, пожалуйста, предложения.
Познакомившись с творчеством Сергея Александровича Есенина, я понял, что…….
Образ родины, созданный Есениным, я не забуду…..
X. Домашнее задание:
На листочках
- Выучить любое стихотворение «Я покинул родимый дом...» или «Низкий дои с голубыми ставнями…»
- Найти репродукцию картины известного художника к одному из стихотворений
- Подобрать стихотворение С.А.Есенина о родине, подготовить выразительной чтение.
XI. Аудиозапись песни на стихи Есенина.
Стихи Есенина настолько музыкальны, что более 120 положены на музыку. Стихотворение «Низкий клен с голубыми ставнями» тоже положено на музыку. Давайте послушаем.
Мы сегодня говорили о вашей малой родине – г. Советске, о малой родине Есенина – с. Константиново, а я хочу подарить вам закладку в книгу с видами моей малой родины – п. Пижанка.
Файлы:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
![]() | 13.06 МБ |