Конспект урока литературы "Тема Родины в стихотворениях С.А. Есенина" (5 класс)

Версия для печатиPDF

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга.
- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш класс наполнился светом, наполнился счастьем.


II. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на экран, вам знакомы эти места ?( знакомые с детства места г. Советска)
- В г. Советске вы родились, живете здесь, то этот город для вас является малой родиной.
- Обратите внимание на рабочие листы. В задании 1 записаны однокоренные слова к слову Родина, выделите, пожалуйста, корень.

- Какой корень этого слова?
(Правильно род. Род – наши предки, семья, близкие люди, без которых невозможна жизнь.)

- Как вы думаете, почему в начале урока я обратила внимание родные вам места, к какому вопросу обратимся сегодня?
(мы сегодня будем говорить о родине)


III. Целеполагание. ( фото Есенина и эпиграф)

-Чей портрет изображен на экране? ( Сергея Александровича Есенина)

- Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока. Что такое эпиграф?
(в эпиграфе содержится основная мысль того, о чем написано или будут говорить)

- Ребята, а кто мне поможет прочитать эпиграф?

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. А. Есенин

- Как вы поняли эти строки?(
Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места)

- Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться?
(С. А. Есенина)

- Какая главная тема в творчестве Есенина?
(Тема родины)

- Помогите сформулировать тему урока, используя главные слова
(Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина: « Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»)

Подчеркните тему урока на рабочем листе.

-Ребята, а какие цели лично для себя поставите на уроке на этот урок?
(Мы должны познакомиться с жизнью и творчеством поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).


IV Знакомство с биографией поэта.

  • Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
  • Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
  • Родители его были крестьяне. Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: «Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
  • Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села, в которой в 1895 тгоду крестиди Сергея Есенина
  • Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, этому способствовали мелодичные, задушевные песни матери и сказки, которые рассказывала бабушка. Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад.
  • А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
  • В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики.
  • В 1912 году Есенин уехал в Москву и долгих шесть лет не был дома. О своей любви к родине он рассказывал в своих стихах. Одно из стихотворений, которое было написано вдали от родного дома, мы сейчас прослушаем. Это стихотворение «Я покинул родимый лом…»

V. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

1. Первичное восприятие.

Внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто стихотворение?

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

1918.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(грустью, тоской)

- Почему лирический герой тоскует, грустит?
(Он давно не был дома, тоскует по родине)

2. Чтение стихотворения.

- На рабочих листах напечатано стихотворение, прочитайте его про себя . Когда прочитаете, то сядьте прямо, чтобы было видно, что вы выполнили задание.

3. Анализ лирического произведения.

– В каком году написано стихотворение?
(1918г)
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
(6 лет)

Рассказ учителя об исторических событиях в России.

За это время в России произошли серьезные исторические события:
1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в судьбе поэта?
(Из-за событий, происходивших в России, поэт не мог часто бывать дома, где, как ему казалось, было все по-прежнему, тихо, спокойно. В 1918 году удалось заехать на несколько дней)

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

- О чем говорится в этих строках?
(о родимом доме)

– Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной?
(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.)

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году?
(Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него - это родимая деревня Константиново рязанской земли.)

– Почему поэт называет Русь голубой?
(Образ голубых небес, река Обь, даль небес, простор).

- Как называется прием, который использует автор?
(Эпитет.)

- Подчеркните голубым цветом этот эпитет. А какой еще эпитет встретился в первой строчке, тоже подчеркните. На экране вывожу эпитеты.

– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки?
(Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

- Какой художественный прием использует автор?
(березняк теплит матери грусть – метафора). Давайте подчеркнем зеленым цветом этот прием, как цвет березы.

Прочитайте следующие две строки.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

- Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится?
(сравнение – золотой лягушкой.)

- Какое еще художественное средство встретилось?
(эпитет тихой) Подчеркнем синим карандашом.

-Читаем дальше.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках?
(Сравнение)

- А какой это яблоневый цвет?
(Бело-розовый ) Эпитет подчеркните розовым цветом

- Читаем дальше.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

- Какое время года описывается в 1-2 строфах?
(весна)

- А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу?
(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

- Какой прием автор использует?
(олицетворение)

- А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.

- Прочитайте следующие строки.

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?
(Ее стережет клен – хранитель родного очага. Он является олицетворением русской деревни для поэта.)

- Вновь какой прием использован?
(олицетворение – зеленый цвет)

-Давайте прочитаем последние четыре строки.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

– На кого, по мнению Есенина, похож клен?
(на самого поэта)

- Почему?
(
Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою)

-Давайте еще раз прочитаем художественные средства.

-Почему мы поработали со средствами выразительности?
(Они создают целостную картину, передают чувства автора, смысл стихотворения)

- А сейчас кто желает прочитать выразительно стихотворение вслух, выделяя голосом подчеркнутые средства выразительности.

-Давайте представим картины, созданные поэтом.
(березняк у пруда и звездное небо; отражается золотая луна в воде, клен стоит у старого бревенчатого дома)

Все эти любимые образы, описанные в стихотворении, составляют для Есенина родину.


VI. Физкультминутка

- Я предлагаю создать частичку картины, которая отражает поэтический образ Есенина – это образ клена. У вас на столах лежат кленовые листочки, прикрепите их к кроне дерева. Выходим парами друг за другом от каждого ряда.

- Посмотрите, как крона дерева напоминает кудрявую, пышную голову Есенина.


VII. Чтение и анализ стихотворения « Низкий дом с голубыми ставнями»

- Снова проходит шесть лет. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, - посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями».

- А сейчас сядьте прямо, прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении?

Звучит аудиозапись

- Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?
(нежность, любовь)

- Прочитайте про себя, затем обсудите в парах и выпишите из текста стихотворения эпитеты во вторую часть таблицы, а в первой части подчеркните прилагательные

«Я покинул родимый дом...»

«Низкий дом с голубыми ставнями...»

Голубую оставил Русь...

_____________________ ситцем

Золотой лягушкой луна

______________________небес

Словно яблоневый цвет седина

нежность _____________________

И я знаю, есть радость в нем...

________________ журавлей

 

В ___________________ дали

 

Ракитник ______________ и ____________

 

_______________ ставни

– Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый».)

- Какие цвета преобладают в первом стихотворении, во втором?
(Во втором эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

- В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком – более обычной, повседневной, неяркой?(Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «Низкий дом с голубыми ставнями...».)

– Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
(«Голубая Русь» – «голубые ставни». В таких цветах он видел родной край, Русь..)

С помощью цветописи Есенин передавал чувства и рисовал картины. За это умение его называли Златоцветом. А сейчас на лепестках цветов напишите, какие цвета использует в двух стихотворениях. Вот в таких цветах Есенин видел свою родину. Оставьте на память о сегодняшнем уроке этот цветок.

– Какими строками начинается и заканчивается стихотворение? Зачитайте.

– Как называется такая композиция стихотворения?
(Перед нами кольцевая композиция. Через такую композицию поэт хочет сказать, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда останется верен своей родине)


VIII .Подведение итога.

- Какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Достигли этой цели?
(Познакомились с биографией Есенина, проанализировали стихотворения, научились выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).


IX .Рефлексия

Закончите, пожалуйста, предложения.
Познакомившись с творчеством Сергея Александровича Есенина, я понял, что…….
Образ родины, созданный Есениным, я не забуду…..


X. Домашнее задание:

На листочках

  1. Выучить любое стихотворение «Я покинул родимый дом...» или «Низкий дои с голубыми ставнями…»
  2. Найти репродукцию картины известного художника к одному из стихотворений
  3. Подобрать стихотворение С.А.Есенина о родине, подготовить выразительной чтение.

XI. Аудиозапись песни на стихи Есенина.

Стихи Есенина настолько музыкальны, что более 120 положены на музыку. Стихотворение «Низкий клен с голубыми ставнями» тоже положено на музыку. Давайте послушаем.

Мы сегодня говорили о вашей малой родине – г. Советске, о малой родине Есенина – с. Константиново, а я хочу подарить вам закладку в книгу с видами моей малой родины – п. Пижанка.

Файлы: 
ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office Рабочий лист к уроку59.5 КБ
Иконка пакета Презентация к уроку13.06 МБ

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.