Контрольная работа по темам: "Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика. Орфоэпия"


Вариант 1.
1.Сделайте транскрипцию слов:
лес, пруд, собираться, вьюга, лестница, вышина, скучно, молодого.
2.Укажите слова, в которых все согласные звуки – звонкие:
дерево, мусор, герой, люстра, майонез, бой, договор, здание, метель, весна.
3. Сделайте фонетический разбор слова: здание
4.Сделайте морфемный разбор слов:
оценить, предутренний, сидя, любящий, житель, потемнело, птичий, лепесток, бронебойный, повседневный.
5.Укажите способ образования слов:
опомниться, повышение, переход, наивысший, высокогорный, сегодня, МАИ, дежурный (по классу)
6.Постройте словообразовательное гнездо из слов:
ветерок, ветерочек, ветер, ветреный, безветрие, ветрено, ветреность.
7. Расставьте ударение:
запертый, поняв, корысть, оптовый, облилась, дозвонятся, наживший, налита, начав, торты
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Различные ИНФОРМАЦИОННЫЕ источники предлагали весьма противоречивые сведения.
В новом коллективе я ощущал себя достаточно КОМФОРТНО.
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
Эксперты работали с УДВОЕННОЙ энергией, чтобы успеть к сроку.
Участникам соревнования были вручены ПАМЯТНЫЕ значки.
9. Распределите слова:
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
Обог…тить, изл…гать, г…реть, ж…лать, выр…вненная д…рожка, к…сались, з…рянка, ар…мат, скр…петь, ур…вень, соч….тание, р…сток, в…трина, выгл….нуло.
Вариант 2.
1.Сделайте транскрипцию слов:
мел, жираф, столб, запасаться, конечно, веселого, юла, окрестность.
2.Укажите слова, в которых все согласные звуки – глухие:
шоссе, плясать, хлопок, тост, шесть, арбуз, пальто, фишка, тяпка, термос.
3. Сделайте фонетический разбор слова: березка
4.Сделайте морфемный разбор слов:
проехать, кипучий, молча, любивший, строитель, прибежала, телячий, стручок, жизнерадостный, трехдневный.
5.Укажите способ образования слов:
наглядный, восхождение, поход, недавно, дальновидный, сумасшедший, РАН, благодаря (маме).
6.Постройте словообразовательное гнездо из слов:
верно, верность, вернейший, верный, неверность, наивернейший, благоверный.
7. Расставьте ударение:
банты, облегчит, гнала, свекла, укрепит, загнутый, заселена, поняла, краны, мозаичный, сливовый
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
ЗАПЛАТИТЬ за лечение не было возможности.
Со мною в гостинице жил ДИПЛОМАНТ конкурса молодых исполнителей.
ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия.
Перед комбинатом стояла практически невыполнимая задача—НАРАЩИВАНИЕ мощности при отсутствии материальной базы.
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
тв…рение, пл…вец, д…леко, соб…рать, стр….шило, зол…то, обм…кнуть, распол…жить, р…внина, возр…ст, подн…мать, заг…р, пром…кашка, отр…сль пр…мышленности, разг…вор.
Вариант 3.
1. Сделайте транскрипцию слов:
мяч, ногти, съезд, лестный, нарочно, шишка, плавится, верного.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – звонкие:
вьюн, восемь, ребёнок, молодой, дружба, мороз, верба, метр, врач, сделаю.
3. Сделайте фонетический разбор слова: сделать
4. Сделайте морфемный разбор слов:
отползать, маринованный, лежа, предыдущий, учитель, выключили, певчий, сверчок, тысячелетие, двухдневный.
5. Укажите способ образования слов:
пробежать, напоминание, договор, подальше, глазомер, по-весеннему, (обедать в) столовой.
6. Постройте словообразовательное гнездо из слов:
возок, воз, возить, повозка, перевозить, извоз, извозчик.
7. Расставьте ударение:
отбыла, наделенный, договоренность, ногтя, взялась, загнутый, красивее, эксперт, мозаичный, углубить
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт.
ВЫГОДНОСТЬ сделки была очевидна.
Сюжет пьесы был ДРАМАТИЧЕН.
Анатолий всегда был ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ сотрудником?
Специальный фонд назвали именно БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ, и он оправдывал своё название.
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
бл…стеть, сотв…рить, выр…стить, р….стовщик, ур….внение, выск….кивать, б…гряный, с….рдечный, уб..ру, дон…мать, м…кать, пост…лить, пл…щадка, возр…ст.
Вариант 4.
1. Сделайте транскрипцию слов:
трюк, кровь, якорь, местность, детский, стучатся, белого, дешевый.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – глухие:
сказка, парк, пост, лень, веселье, эффект, лёд, коньки, посадка, тест.
3. Сделайте фонетический разбор слова: эффект
4. Сделайте морфемный разбор слов:
выехать, жгучий, быстро, нахмурившийся, мыслитель, пролетали, птичий, замок, новомодный, трехдневный.
5. Укажите способ образования слов:
сглазить, восходящий, переговоры, одарить, домостроение, СНГ, сумасшедший, блестящие (способности).
6. Постройте словообразовательное гнездо из слов:
входить, ход, ходьба, ходить, вход, входной, выходить.
7. Поставьте ударение в слова:
дозвонится, принятый, поняв, квартал, начали, вероисповедание, прозорлива, сироты, щелкать, вручит
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Ступени были вогнуты посередке, как в храме, истёртые почти ВЕКОВОЙ беготней мальчиков.
Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
АДРЕСАНТКА сообщила, что раньше никoгдa не писала в газету, но теперь поняла, отчего человек берется за перо: писать—значит общаться.
Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
В северных графствах против короны восстал могущественный АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ клан Перси —их также прозывали «королями Севера».
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
тв…рение, пл…вец, д…леко, соб…рать, стр….шило, зол…то, обм…кнуть, распол…жить, р…внина, возр…ст, подн…мать, заг…р, пром…кашка, отр…сль пр…мышленности, разг…вор.
Вариант 5.
1.Сделайте транскрипцию слов:
вес, муж, вьюн, яростный, легкий, машина, жжется, лесного.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – звонкие:
сборный, грач, гриб, лимон, дикий, задание, ветер, южный, ворон, лёд.
3. сделайте фонетический разбор слова: южный
4.Сделайте морфемный разбор слов:
прочитать, плакучий, весело, взглянув, слушатель, коснулись, волчий, чулок, голубоглазый, повседневный.
5.Укажите способ образования слов:
разговаривать, носитель, даль, продвигать, великодушный, тотчас, (помочь) раненому, СМИ.
6.Постройте словообразовательное гнездо из слов:
наглядный, глядеть, глянуть, выглянуть, выглядывать, гляделки, взглянуть.
7. Поставьте ударение:
защемит, банты, создав, красивее, банты, гналась, занята, цепочка, перелила, ободрен
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Воздух и атмосфера действовали на него БЛАГОТВОРНО.
ВРАЖДЕБНАЯ оборона была сломлена, и войска вошли в город.
Необходимо было срочно ПОПОЛНИТЬ запасы питьевой воды.
Материал статьи оказался не таким ИНФОРМАТИВНЫМ, как хотелось.
Между ребятишками было РАЗЛИЧИЕ: один был чуть светлее и чуть голубоглазее.
9.Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
Обог…тить, изл…гать, г…реть, ж…лать, выр…вненная д…рожка, к…сались, з…рянка, ар…мат, скр…петь, ур…вень, соч….тание, р…сток, в…трина, выгл….нуло.
Вариант 6.
1. Сделайте транскрипцию слов:
люк, одеваться, лукавого, воз, маяк, прелестный, советский, жизнь.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – мягкие:
мяч, плясать, синий, песня, шесть, весенний, миля, тест, мелкий, кино.
3. Сделайте фонетический разбор слова: песня
4. Сделайте морфемный разбор слов:
выписать, рассказанный, держа, моющий, любитель, заглянул, лисий, дружок, среднегодовой, трехдневный.
5. Укажите способ образования слов:
кареглазый, вдаль, сдвиг, говорливый, пригорок, сегодня, МГУ, (есть) мороженое.
6. Постройте словообразовательное гнездо из слов:
выше, высокий, свыше, высочайший, высоковатый, высоковато, высь.
7. Поставьте ударение в словах:
намерение, водопровод, наделит, поделенный, вручит, начавшись, намерение, понявший, досуг, шарфы
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Понять ОТЛИЧИЕ романа от повести несложно.
Перед ребятами выступил ПРИЗНАННЫЙ художник, картины которого известны.
Одна из ветвей государственной власти — ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.
ПРИНИЗИТЬ значение образования и воспитания пытались уже неоднократно.
Наше производство ПРЕТЕРПЕЛО некоторое преобразование.
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
тв…рение, пл…вец, д…леко, соб…рать, стр….шило, зол…то, обм…кнуть, распол…жить, р…внина, возр…ст, подн…мать, заг…р, пром…кашка, отр…сль пр…мышленности, разг…вор.
Вариант 7.
1.Сделайте транскрипцию:
лён, арбуз, армия, известный, мягкий, шепот, мыться, чудесного.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – мягкие:
песня, часть, весна, дикий, зябь, медведь, листья, альфа, мельком, стена .
3. Сделайте фонетический разбор: медведь
4.Сделайте морфемный разбор слов:
продумать, подписанный, заново, водянистый, пальтишко, рыбачил, строгий, мосток, густонаселенный, повседневный.
5.Укажите способ образования слов:
объяснение, закат, МХАТ, скороговорка, впустую, учащиеся (10 класса), задушевный, умалишенный.
6.Постройте словообразовательное гнездо из слов:
говорок, говорить, говор, говорун, говорящий, говорливый, выговорить.
7. Поставьте ударение в словах:
осведомишься, отозвалась, жалюзи, свекла, накренится, аэропорты, каталог, кухонный, лилась, ногтя
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ВО время похода нам пришлось немало ПЕРЕТЕРПЕТЬ, но домой мы возвращались довольные и совершенно счастливые.
Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.
ГУМАННОСТЬ по отношению к животным нужно проявлять не на словах, а делом.
Слезливый ГУМАНИЗМ знаком каждому, а нам нужен реальный, помогающий и поддерживающий.
С трибуны звучали слова ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ в адрес учителей и родителей.
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
бл…стеть, сотв…рить, выр…стить, р….стовщик, ур….внение, выск….кивать, б…гряный, с….рдечный, уб..ру, дон…мать, м…кать, пост…лить, пл…щадь, возр…ст.
Вариант 8.
1. Сделайте транскрипцию слов:
нёс, клад, яма, сердце, конечно, высокого, гордиться, чёрный.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – твердые:
мороз, язык, мышь, жир, лошадь, цирк, фанера, термос, лимон, маяк.
3. Сделайте фонетический разбор слова: маяк
4. Сделайте морфемный разбор слов:
укрепить, испачканный, высоко, по-весеннему, мечтатель, спрятана, бараний, каток, дружелюбный, трехдневный.
5. Укажите способ образования слов:
издавна, ООН, заговорщик, лаз, горнолыжный, взломать, (зашел к) одному (знакомому), тотчас.
6. Постройте словообразовательное гнездо из слов:
ясность, объяснительный, ясно, объяснение, ясный, выяснить, объяснить.
7. Поставьте ударение в словах:
гнала, сливовый, ободрить, подняв, засветло, отозвала, дефис, прибыв, довезенный, кухонный
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.
Эти двое парней обладали ДЕЙСТВЕННОЙ силой, благодаря которой ситуация быстро разрешилась.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ в нашей организации правила не позволяют сотрудникам отлучаться с рабочих мест более чем на 10 минут.
Да и сам директор обладал, как говорят, «ДЕЛЯЧЕСКИМ» подходом и видением проблем.
ДОЖДЕВУЮ воду мы всегда собирали, а затем поливали ею комнатные цветы.
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
Обог…тить, изл…гать, г…реть, ж…лать, выр…вненная д…рожка, к…сались, з…рянка, ар…мат, скр…петь, ур…вень, соч….тание, р…сток, в…трина, выгл….нуло, кл…няться.
Вариант 9.
1. Сделайте транскрипцию слов:
кровь, сладко, ель, большого, местный, конечно, жираф, улыбаться.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – твердые:
циркач, широкого, полено, пояс, молодец, золотой, мышь, акация, аромат, что .
3. Сделайте фонетический разбор слова: счет
4. Сделайте морфемный разбор слов:
рассказать, заученный, считая, по-весеннему, заместитель, растерялся, низко, глоток, десятиклассник, двухъярусный
5. Укажите способ образования слов:
высоко, (зашел в) столовую, степной, бег, подсчитать, завуч, ледокол, подснежник .
6. Постройте словообразовательное гнездо из слов:
крик, кричать, крикнуть, крикнувший, прокричать, кричащий, прокричав
7. Поставьте ударение в словах:
наврала, тортов, облегчить, одолжит, .банты, плодоносить, начав, .полила, квартал, договоренность
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
ДОПОЛНИТЬ описание новыми подробностям не составило труда.
С огромной ВЫГОДОЙ для себя он совершил не одну сделку.
Игорь пошёл в тренажёрный зал только с одной целью: НАРАСТИТЬ мускулы.
Тема следующего урока— "Типичная ВЫСОТНАЯ поясность растительности в тропической Африке".
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
тв…рение, пл…вец, д…леко, соб…рать, стр….шило, зол…то, обм…кнуть, распол…жить, р…внина, возр…ст, подн…мать, заг…р, пром…кашка, отр…сль пр…мышленности, разг…вор.
Вариант 10.
1. Сделайте транскрипцию слов:
мороз, юбка, что, позднего, сшил, жженый, широта, легкий.
2. Укажите слова, в которых все согласные звуки – глухие:
акация, шесть, сказка, пояс, дача, все, тишь, смех, аромат, что .
3. Сделайте фонетический разбор слова: семья
4. Сделайте морфемный разбор слов:
потеряться, перемешанный, промолчав, сверхинтересный, читатель, переехал, близко, лисий, мясорубка, пятьсот
5. Укажите способ образования слов:
далеко, (зашел в) мастерскую, счастливый, вход, пулемет, подземный, считая, кое-кто .
6. Постройте словообразовательное гнездо из слов:
ход, выход, хождение, ходок, ходить выходить, выходящий
7. Поставьте ударение в словах:
убрала, принят, подняв, вовремя, жалюзи, взялась, понявший, начав, цепочка, верна
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Рядом с ним—элегантный и АРИСТОКРАТИЧНЫЙ Борис Савинков, которому тоже отведено большое место в романе.
За каменной высокой стеной находятся БЫВШИЕ архиерейские палаты.
Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
Если я в тебе принял участие и устроил на работу, так это в память БЫЛОГО знакомства с твоими родителями.
Растения, живущие в воде, называют ВОДНЫМИ.
9. Распределите
1.слова с проверяемыми безударными гласными,
2. слова с чередующимися гласными,
3 слова с непроверяемыми гласными
бл…стеть, сотв…рить, выр…стить, р….стовщик, ур….внение, выск….кивать, б…гряный, с….рдечный, уб..ру, дон…мать, м…кать, пост…лить, пл…щадь, возр…ст
Комментарии