Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
Цели:
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог, врач или валеолог.
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:
- кабинетная система;
- большое количество учителей-предметников;
- появляются новые виды домашних заданий;
- увеличивается количество изучаемых предметов,
- объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;
- сложность адаптации к учителям;
- в класс влились ребята из разных классов.
Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости. Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители. Оттого как мы, родители, будем сотрудничать с учителями, школой, будет зависеть успешность наших детей. Поэтому сегодня на первое родительское собрание приглашены учителя, работающие в нашем классе, и администрация школы.
2. Слово предоставляется директору школы …….
Вопросы:
- Как формировался класс?
- Статус класс.
- Когда планируется присвоить статус класс с углубленным изучением математики?
- В чем отличие от обычного класса сейчас и будет потом?
- В чем сложность этого класса для ребят?
- В чем положителная сторона?
- Будет ли меняться УМК по математике?
- Что бы вы пожелали родителям, учителям, обучающимся этого класса?
- Каким должен быть выпуск этого класса?
- Планируется ли замена мебели в кабинете?
Уважаемые родители, задавайте вопросы.
3. Выступление учителей-предметников.
Оттого как сложились взаимоотношения учителя и ученика, зависит успех ученика по предмету.
Слово для выступления предоставляется учителю__________________
Вопросы:
- Какими особенностями обладает данный класс в целом (характеристика по работоспособности, отношении к учебе, взаимоотношения)?
- С каким настроением вы идете на урок в наш класс?
- О содержании нового учебного курса, дать советы по его изучению;
- О формах контроля учащихся;
- Дать характеристику домашних заданий и основных (оптимальных или возможных) способов их выполнения. Критерии оценивания домашних заданий.
- Рассказать о требованиях к ведению тетрадей и оформлению зачётных работ и т.д.
- О критериях оценивания устных работ (докладов, презентаций);
- Сообщить о дополнительных занятиях по предмету.
- Сообщить о конкурсах, олимпиадах, которые проводятся каждый год
- Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
- Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?
- Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?
- Какие советы вы можете дать классному руководителю?
4. Выступление классного руководителя.
Для того чтобы успешно учиться по предметам недостаточно выучить домашнее задание, внимательно слушать учителя и выполнять хорошо задания, нужно о себе заявить и во внеклассной работе. Для таких ребят каждый год проводятся предметные олимпиады на школьном, муниципальном, областном, региональном уровнях, предлагается принять участие во все различных всероссийских конкурсах и играх.
Я хотела бы вас познакомить с олимпиадами
Если день ребенка расписан по минутам, у него нет времени на дурные поступки, он вовремя выполняет все дела, потому что знает, времени не будет.
Это еще разностороннее развитие, общение, здоровый образ жизни. Рассказать о работе секций и кружков.
5. Организационные вопросы.
Для того чтобы лучше узнать класс, для ведения документации мне нужны данные о семье. (Анкета 1 в приложенных файлах)
Большое значение для успешной адаптации школьника играет социальная адаптация.
Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды.
Социальная адаптация включает:
- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
- Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
- Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
Способность к самообслуживанию и самоорганизации (Анкета 2 в приложенных файлах)
6. Подведение итога.
Подведение итогов собрания . Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
- Школьному психологу, классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
- Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
- Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
- Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
Классный руководитель:
Закончить наше большое совещание я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости».
Файлы:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкета № 1 | 51.5 КБ |
Анкета № 2 | 58.5 КБ |