Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Версия для печатиPDF

Цели:

  1. выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  2. выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  3. привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог, врач или валеолог.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

  • кабинетная система;
  • большое количество учителей-предметников;
  • появляются новые виды домашних заданий;
  • увеличивается количество изучаемых предметов,
  • объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;
  • сложность адаптации к учителям;
  • в класс влились ребята из разных классов.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости. Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители. Оттого как мы, родители, будем сотрудничать с учителями, школой, будет зависеть успешность наших детей. Поэтому сегодня на первое родительское собрание приглашены учителя, работающие в нашем классе, и администрация школы.

2. Слово предоставляется директору школы …….

Вопросы:

  1. Как формировался класс?
  2. Статус класс.
  3. Когда планируется присвоить статус класс с углубленным изучением математики?
  4. В чем отличие от обычного класса сейчас и будет потом?
  5. В чем сложность этого класса для ребят?
  6. В чем положителная сторона?
  7. Будет ли меняться УМК по математике?
  8. Что бы вы пожелали родителям, учителям, обучающимся этого класса?
  9. Каким должен быть выпуск этого класса?
  10. Планируется ли замена мебели в кабинете?

Уважаемые родители, задавайте вопросы.

3. Выступление учителей-предметников.

Оттого как сложились взаимоотношения учителя и ученика, зависит успех ученика по предмету.

Слово для выступления предоставляется учителю__________________

Вопросы:

  1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (характеристика по работоспособности, отношении к учебе, взаимоотношения)?
  2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс?
  3. О содержании нового учебного курса, дать советы по его изучению;
  4. О формах контроля учащихся;
  5. Дать характеристику домашних заданий и основных (оптимальных или возможных) способов их выполнения. Критерии оценивания домашних заданий.
  6. Рассказать о требованиях к ведению тетрадей и оформлению зачётных работ и т.д.
  7. О критериях оценивания устных работ (докладов, презентаций);
  8. Сообщить о дополнительных занятиях по предмету.
  9. Сообщить о конкурсах, олимпиадах, которые проводятся каждый год
  10. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
  11. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?
  12. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?
  13. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

4. Выступление классного руководителя.

Для того чтобы успешно учиться по предметам недостаточно выучить домашнее задание, внимательно слушать учителя и выполнять хорошо задания, нужно о себе заявить и во внеклассной работе. Для таких ребят каждый год проводятся предметные олимпиады на школьном, муниципальном, областном, региональном уровнях, предлагается принять участие во все различных всероссийских конкурсах и играх.

Я хотела бы вас познакомить с олимпиадами

Если день ребенка расписан по минутам, у него нет времени на дурные поступки, он вовремя выполняет все дела, потому что знает, времени не будет.

Это еще разностороннее развитие, общение, здоровый образ жизни. Рассказать о работе секций и кружков.

5. Организационные вопросы.

Для того чтобы лучше узнать класс, для ведения документации мне нужны данные о семье. (Анкета 1 в приложенных файлах)

Большое значение для успешной адаптации школьника играет социальная адаптация.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды.

Социальная адаптация включает:

  1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
  2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
  3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

Способность к самообслуживанию и самоорганизации (Анкета 2 в приложенных файлах)

6. Подведение итога.

Подведение итогов собрания . Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

  1. Школьному психологу, классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
  2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
  3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
  4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
  5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

Классный руководитель:

Закончить наше большое совещание я хотела бы отрыв­ком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости».

Файлы: 
ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office Анкета № 151.5 КБ
Иконка документа Microsoft Office Анкета № 258.5 КБ