Родительское собрание "Эти трудные домашние задания!"

Версия для печатиPDF

Цели:

  1. выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
  2. познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

 

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя

Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

Нужно домашнее задание или нет?

  1. Выполняя д.з, ученик самостоятельно восстанавливает материал, полученный на уроке, закрепляет его, отрабатывает на практике. Не каждый ученик может все запомнить с урока и обойтись без повторения. Дом. Зад. Помогает помочь ученику, что он хорошо понял, а в чем ему нужна помощь со стороны. И уже появятся конкретные вопросы, которые сможет задать учителю.
  2. Дом. Задание стимулирует познавательный интерес учащегося, желание знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания. ( Посмотрит в словарь, заглянет в Интернет, в книгу)
  3. Дом. Зад. развивает самостоятельность ученика, его усидчивости и ответственность. за выполняемое учебное задание. Прививает те качества, которые ему будут нужны во взрослой жизни.

 

Мы пришли к выводу, что домашние задания нужны. Нужно о значимости д.з поговорить с ребенком.

Следующий вопрос: почему ребенок с негативом относится к дом зад. Почему дом. зад для него – это обуза, а не средство получения знаний?

  1. Дом зад забирает все свободное время после уроков, а хочется отдохнуть с друзьями, посетить кружки, секции и не думать, что надо делать уроки.
  2. Испытывает сложность в выполнении заданий.
  3. Опять будут ругать, называть глупым

 

Сколько времени должен тратить ребенок на приготовление дом. зад.?

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Приведенный выше материал вступил в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Но по результатам анкет получается, что ребята тратят больше времени. В основном от3 до 4 часов. Конечно, во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся: темп работы, запоминание, чтение. Но порой бывает и такое.

Давайте разберемся, почему на выполнение дом. зад уходит много времени.

Педагогическая ситуация

Однажды среди родителей возник такой разговор: "Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

- А как это бывает с вашим ребенком, уважаемые родители?

VI. Советы родителям

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 Со.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Итак, одна из причин, почему ребенок тратит много времени на приготовление д.з. является несобранность, неорганизованность рабочего места, а также отсутствие режима дня.

Вторая причина негатива – непонимание или запущенность материала по какому-либо предмету.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость.

Что делать в этом случае?

  1. Помочь родителям. Выяснить причину вместе с ребенком, в чем он испытывает затруднение и помочь, если вы можете. Обратиться за помощью к учителю.
  2. Нанять репетитора.
  3. Пусть сам разбирается.

 

Итак, помочь устранить запущенность изученного материала.

Третья причина - взаимоотношения с учителем. Вследствие этого – «нелюбовь» к предмету и нежелание делать д/з

Постоянное выяснение взаимоотношений на уроке и вне его; необъективное выставление оценок и т. п. Отрицательное отношение к учителю влияет и на выполнение домашнего задание: вспоминает, что опять учитель занизит оценку, уже настроен на конфликт. Больше думает, как сложится ситуация на уроке, чем как выполнить дом.зад.

Разговор с учителем наедине без ребенка, без свидетелей. Выяснить, почему у учителя и ребенка нет взаимопонимания. Любой учитель заинтересован в решении проблемы, как и родитель. Решение конфликта – решение проблемы с успеваемостью.

 

Четвертая причина - семейные обстоятельства, социальный статус.

  • Неблагополучная семья
  • Болел
  • Родители не уделяют должного внимания и т. п.

 

Задуматься родителям: а все ли я сделал в семье, чтобы ребенок мог спокойно учить уроки и не переживать из-за семейных неурядиц. На детях проблемы внутри семьи впервую очередь сказываются на поведении и учебе.

 

Пятая причина - не делает домашнее задание на зло.

Причина такого поведения различна, но одна из главных – обратить на себя внимание.

Так себя ведут ребята, кому не хватает внимания со стороны взрослых или одноклассников. И есть дети, которые имеют демонстративный тип поведения.

Понять: почему поступает на зло всем, чего ему не хватает.

 

Пятая причина - лень, нежелание делать домашнее задание.

  • При вопросе - почему ты не сделал домашнее задание - слышится, чаще всего ответ:
  • «Неохота!»
  • «Неохота делать сложные задания»
  • «Я не понимаю, как делать это домашнее задание»
  • «Просто лень делать любые задания – нафига?»

У ребенка нет мотивации к учебе. Не понимает: зачем учиться. Объяснить, нацелить. Они недальновидны, будущее кажется очень далеким. Но мы-то знаем, что время быстро летит и потом будет уже поздно что-либо изменить.

 

Итог собрания.

Исходя из причин невыполнения домашнего задания и используя советы психологов, вытекают следующие рекомендации для родителей и учителей.

  1. Помогите ребенку правильно организовать время для занятий.
  2. Помогите ребенку обустроить рабочее место.
  3. Если ребенок не хочет делать уроки, то постарайтесь выяснить причину этого.
  4. Проверяйте домашние задания.
  5. Не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненные задания.
  6. Мотивируйте ребенка.
  7. Уважительно относитесь к выполнению домашних заданий ребенка.

 

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.