Эссе "Я - учитель"

350 0
Версия для печатиPDF
Я - учитель

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Суббота. Вечер. Я нетерпеливо ищу возможность уединиться в своей комнате. «Меня нет!» – говорю я своим домашним. Они лукаво улыбаются, знают: опять засяду за проверку сочинений.

«В чём заключается счастье?» - вот над чем размышляли мои ученики вчера. Как непросто сформулировать ответ на такой взрослый труднейший философский вопрос!

Интересно, как на этот вопрос ответили мои ученики.

«Стать счастливым удаётся не каждому. Но есть одно универсальное руководство на все времена. О нём говорил ещё Аристотель: «Если удачно выберете труд, вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Ага, а как ты узнаешь об этом, моя целеустремлённая и увлечённая Даша? Заручилась поддержкой умного человека. Ищет, уже хорошо! Она обязательно найдёт свой ответ. Пусть в жизни у нее всё сложится замечательно. Счастье в творческом труде. Для меня суждение безоговорочно справедливо.

Я невольно спрашиваю себя о том же: счастлива ли я? - и с замиранием сердца шепчу: «Да». У меня есть любимое дело, которое выбрала еще в детстве.

«Кто после уроков позанимается с Таней?» - спросил нас, первоклашек, учитель. Помню, с каким серьёзным видом я подняла руку. В этот же день, стоя с указкой у доски, деловито объясняла, как решать примеры, и радовалась - всё же научила подругу складывать простые числа! Энергия моя была неуёмной, послеурочные занятия с одноклассниками стали регулярными; потом меня назначили командиром отряда, и ветром перемен закружила школьная жизнь. Так очень рано обозначился мой путь в «учителЯ».

Ещё одним любимым детским занятием было чтение, которое также повлияло на выбор профессии. Я растворялась без остатка в удивительном мире книг. Моими «всамделишными» друзьями стали романтические героини произведений. В отрочестве – это Ассоль, мечтающая встретить своего принца на корабле с алыми парусами, в юности – Наташа Ростова, лёгкая, живая, общительная, любящая, находящаяся всегда в центре событий. Я решила со своими друзьями не расставаться и не покидать волшебную страну. Литература, которую преподаю, постоянно возвращает меня в детство. Она выписала мне обратный счастливый билет вопреки известной песне и одаривает радостью целых двадцать лет.

В чём секрет моего педагогического счастья? Я убеждена, что работаю для будущего страны, нашего общего будущего – моего и учеников. Мы, веря в могучее русское слово, в прекрасную литературу, постигаем себя, открываем многоцветный мир, узнаём жизнь и пробуем её улучшить!

А пока тетради… Беру работу романтика Кирилла.

«Помню, мы читали очерк В.Г. Короленко, где звучала фраза: «Человек создан для счастья, как птица для полета». И этот афоризм написал инвалид без обеих рук! Я тогда понял, что любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – не внешние качества и особенности, а внутреннее содержание».

Верю, что понял и глубину страданий, и каждодневные невыносимые муки, и мужество героя, природой обиженного и такие великие слова сказать сумевшего, что отозвалась душа, прониклась сочувствием.

Каждый день мы рассуждаем о чести, совести, доме, семье, дружбе, цели и смысле жизни. И как же я радуюсь, что эти «вечные» вопросы не оставляют детей равнодушными. Они готовы к самовыражению и сотворчеству, размышляют, не соглашаются, спорят, испытывают восторг, волнение, радость, сострадание… Постигая «заповеди» великих писателей, они приобретают ценностные ориентиры, развиваются духовно и учатся по-настоящему любить себя, людей, страну.

Помню, читая рассказ Л. Андреева "Кусака", ребята искренне надеялись, что найдётся человек, который возьмёт собаку к себе домой. Позже плакали над прощанием Герасима с Муму и недоумённо спрашивали меня: «Почему Герасим не взял собаку в деревню?». Действительно, как просто решить проблему: взял любимицу под мышку, да и пошёл. Тогда я не смогла вразумительно ответить – не знала. Детская наивность и непосредственность расшевелили мой ум, заставили посмотреть на вещи совсем с другой стороны! Совсем не просто, милые дети, отважиться на протест, на решительный поступок, не испугаться, взять на себя ответственность! Здесь нужно мужество и человеческое достоинство, а оно у могучего Герасима только зарождается. Он «учится быть гражданином!» Научимся и мы смелости, твёрдому осознанию своей человеческой сущности и высокому предназначению. Не будет тогда ни бездомных собак, ни «отказных» детей, ни брошенных стариков.

Когда изучали «Войну и мир», я слушала отклики ребят на поступки героев произведения. Мои юноши и девушки не просто давали оценку героям, а говорили, кто больше нравится, на кого хотели бы походить. А кто-то, слегка зардевшись, сказал, что хотел бы создать такую семью, как у Ростовых, потому что в этой семье все любят друг друга, не знают ненависти и злобы, в их гостеприимном доме тепло и уютно.

Как я радуюсь, когда в юных сердечках загораются светлые и чистые чувства! Это счастье, это смысл моей работы и жизни.

Я читаю и плачу от счастья, что со мною удивительные дети, с которыми хотелось и хочется горы свернуть.

А вот еще строки из сочинения.

«Счастье, когда ты идешь к намеченной цели и достигаешь её… А еще, когда это тебе интересно…»

Илье, как и мне в детстве, нравится выступать на сцене. До сих пор помню, как, почти не дыша, ждала, когда объявят мой выход, и я прочитаю свое любимое стихотворение, или сыграю очередную роль. Стать актрисой на сцене не получилось, но на уроке я артистка, увлекающаяся, вдохновенная, ведущая. Сколько эмоций, чувств испытываешь за один урок, а в день у тебя их пять или шесть! И как здорово, когда не одна играешь, а вместе с актерами-учениками, перевоплотившимися в своих героев. Готовые к самовыражению и сотворчеству, заинтересованные в развитии, они побуждают меня активнее осваивать современные технологии, новаторские подходы, интересные методы и приёмы.

Моя работа продолжается и после уроков. Я включаю детей в поисковую, научную, проектную деятельность, в которой каждый проявляет индивидуальность, фантазию, способности. А публичные выступления, конференции, создание газеты и видеофильмов, формирующих важную лингвистическую культуру, дают возможность поверить в свои силы. Задача учителя не в том, чтобы дать максимум знаний, а в том, чтобы привить интерес к самостоятельному их поиску, научить добывать и пользоваться ими. Ведь в жизни так и получается.

А чья же эта работа?

Счастье - что онo? Та же птица:
упустишь - и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годится,
трудно с ним, понимаешь?

Я поняла, почему Ане эти строчки Вероники Тушновой стали близки. Она влюбилась!

Стихи, стихи, стихи… Мои любимые стихи. Сколько их прозвучало на уроках литературы! А как читают их дети! Только нельзя вспугнуть эту откровенность. Нужна доброжелательная творческая атмосфера, в которой легко сотрудничать, сохраняя классическое наследие, открывая новое. И совсем удача и гордость, если кто-то не только слушает, и читает, а сам пробует перо, уносит это увлечение с собой в жизнь. Мне приятно видеть, как вокруг кипит живое дело, которое захватывает целиком. Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, ба­нальности, оно напол­няет жизнь радостью, возбуждает потреб­ность в знании, вводит в атмосферу вечного поиска, развивает навык правильного поведения в мире виртуальной реальности, такой популярной для молодого поколения. Развитие в детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов.

Как созвучны слова Любы моим мыслям!

«Счастье – это когда тебя понимают, принимают таким, какой ты есть».

Надо быть тонким психологом, чтобы почувствовать рядом с собой человека, прочитать его душу, понять радости, сомнения, неуверенность – и помочь. Это нелегко. Учительская профессия не терпит равнодушных людей. Дети тонко чувствуют малейшую неискренность, а надо, чтобы доверяли.

Современный учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, Профессионал. От меня как учителя требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. И я люблю учиться, расту, набираюсь ума и опыта, меняюсь как учитель, наставник, коллега, единомышленник, друг. Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя — быть Личностью. Причём такой Личностью, которую хочется слушать, позабыв всё на свете, за которой хочется идти. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к идеалу? Есть только один путь - не расслабляться, работать над собой, максимально использовать свои способности, быть требовательной к себе, давать детям то, что им действительно нужно: любовь, заботу, счастье понимания и сотрудничества. Повторяю вслед за Ш. Амонашвили бессмертный призыв: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".

Я сегодня просто проверяла тетради? Нет! Держала на ладони детские сердца, обозначившиеся характеры. Я их взращиваю и пестую, я за них в ответе, в ответе за будущее страны.

 
Похожие материалы

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.