ВПР русский язык 8 класс: структура варианта, кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
11.12.2019
Администратор
3270
1
4. Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы содержит 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 14, 6-9, 15–16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10-14, 17- краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код |
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 | Богатство и выразительность русского языка | |
2 | Лингвистика как наука о языке | |
2.1 | Основные разделы лингвистики | |
3 | Фонетика и графика как разделы лингвистики | |
3.1 | Звук как единица языка | |
3.2 | Смыслоразличительная роль звука | |
3.3 | Система гласных звуков | |
3.4 | Система согласных звуков | |
3.5 | Слог как единица фонетики | |
3.6 | Ударение. Свойства русского ударения | |
3.7 | Элементы фонетической транскрипции | |
3.8 | Изменение звуков в речевом потоке | |
3.9 | Соотношение звуков и букв | |
3.10 | Способы обозначения [й] | |
3.11 | Способы обозначения мягкости согласных | |
3.12 | Прописные и строчные буквы | |
4 | Орфография как раздел лингвистики | |
4.1 | Правописание разделительных ъ и ь | |
4.2 | Правописание ы - и после ц | |
5 | Морфемика как раздел лингвистики | |
5.1 | Морфема как минимальная значимая единица языка | |
5.2 | Виды морфем | |
5.3 | Чередование звуков в морфемах | |
6 | Словообразование как раздел лингвистики | |
6.1 | Производящая основа | |
6.2 | Формообразующие и словообразующие морфемы | |
6.3 | Основные способы образования слов в русском языке | |
6.4 | Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); корней с безударной проверяемой, непроверяемой (в рамках изученного), чередующейся гласной | |
6.5 | Чередование гласных с нулём звука | |
6.7 | Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи | |
6.8 | Словообразовательные нормы русского языка | |
6.9 | Употребление сложносокращенных слов | |
6.10 | Правописание ы и после приставок | |
6.11 | Правописание сложных слов | |
7 | Лексикология как раздел лингвистики | |
7.1 | Основные способы толкования лексического значения слова | |
7.2 | Слова однозначные и многозначные | |
7.3 | Прямое и переносное значения слов | |
7.4 | Переносное значение слова как основа создания метафоры, олицетворения, эпитета | |
7.5 | Омонимы | |
7.6 | Синонимы | |
7.7 | Антонимы | |
7.8 | Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка | |
7.9 | Тематические группы слов | |
7.10 | Обозначение родовых и видовых понятий | |
8 | Фразеология как раздел лингвистики | |
8.1 | Фразеологизмы, их признаки и значение | |
8.2 | Употребление слов и фразеологизмов в речи | |
9 | Морфология как раздел лингвистики | |
9.1 | Грамматическое значение слова | |
9.2 | Части речи как лексико-грамматические разряды слов | |
9.3 | Система частей речи в русском языке | |
Имя существительное как часть речи | ||
9.4 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного | |
9.5 | Лексико-грамматические разряды имен существительных | |
9.6 | Типы склонения имен существительных | |
9.7 | Разносклоняемые имена существительные | |
9.8 | Несклоняемые имена существительные | |
9.9 | Синтаксическая роль имени существительного | |
9.10 | Нормы произношения имен существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного) | |
9.11 | Нормы словоизменения имен существительных | |
9.12 | Правописание собственных имен существительных | |
9.13 | Правописание ь в именах существительных 3-го склонения | |
9.14 | Правописание безударных окончаний имен существительных | |
9.15 | Правописание о е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен уществительных | |
9.16 | Правописание суффиксов -чик-/-щик-; -ек-/-ик-(-чик-) имен существительных | |
9.17 | Правописание корней с чередованием о/а: -гор-/-гар-, -зор-/-зар-; -раст-/-ращ-/-рос- | |
9.18 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | |
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного | ||
9.19 | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные | |
9.20 | Степени сравнения качественных имен прилагательных | |
9.21 | Полная и краткая формы имён прилагательных | |
9.22 | Роль имени прилагательного в речи | |
9.23 | Нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного) | |
9.24 | Нормы словоизменения имен прилагательных | |
9.25 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных | |
9.26 | Синтаксическая роль имени прилагательного | |
9.27 | Роль имени прилагательного в речи | |
9.28 | Правописание о е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных | |
9.29 | Правописание н и нн в именах прилагательных | |
9.30 | Правописание суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных | |
9.31 | Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий | |
9.32 | Правописание сложных имен прилагательных | |
9.33 | Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными | |
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола | ||
9.34 | Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные | |
9.35 | Двувидовые глаголы | |
9.36 | Грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола | |
9.37 | Основа инфинитива | |
9.38 | Основа настоящего (будущего простого времени) глагола | |
9.39 | Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы | |
9.40 | Изменение глагола по наклонениям. Значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении | |
9.41 | Изменение глаголов по лицам | |
9.42 | Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении | |
9.43 | Роль глагола в словосочетании и предложении | |
9.44 | Роль глагола в речи | |
9.45 | Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного) | |
9.46 | Нормы словоизменения глаголов | |
9.47 | Правописание корней с чередованием е/и | |
9.48 | Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола | |
9.49 | Правописание суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- глаголов | |
9.50 | Правописание личных окончаний глагола | |
9.51 | Правописание окончаний глагола в формах прошедшего времени | |
9.52 | Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола | |
9.53 | Правописание приставок пре- и при- | |
9.54 | Слитное и раздельное написание не с глаголами | |
9.55 | Нормы речевого этикета: употребление имен существительных, прилагательных, глаголов в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности | |
10 | Синтаксис как раздел грамматики | |
10.1 | Единицы синтаксиса | |
10.2 | Словосочетание как синтаксическая единица Средства связи слов в словосочетании | |
10.3 | Виды словосочетаний по характеру главного слова | |
10.4 | Предложение как единица синтаксиса | |
10.5 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | |
10.6 | Интонация | |
10.7 | Главные члены предложения (грамматическая основа) | |
10.8 | Второстепенные члены предложения | |
10.9 | Предложения распространенные и нераспространенные. | |
10.10 | Однородные члены предложения | |
10.11 | Предложения с обобщающим словом при однородных членах | |
10.12 | Обращение | |
10.13 | Предложения простые и сложные | |
10.14 | Предложения с прямой речью | |
10.15 | Диалог | |
11 | Пунктуация как раздел лингвистики | |
11.1 | Тире между подлежащим и сказуемым | |
12 | Язык и речь | |
12.1 | Речевая ситуация | |
12.2 | Виды речи | |
12.3 | Формы речи: монолог (монолог сообщение; монолог описание монолог рассуждение; монолог повествование), диалог ( на бытовые и лингвистические темы ), полилог | |
12.4 | Понятие о тексте Основные признаки текста | |
12.5 | Тема и главная мысль текста | |
12.6 | Абзац как средство членения текста на композиционно смысловые части | |
12.7 | Способы связи предложений в тексте | |
12.8 | Средства связи предложений и частей текста ( формы слова однокоренные слова синонимы антонимы личные местоимения повтор слова и др .) | |
12.9 | Информационная переработка текста | |
12.10 | Простой и сложный план текста | |
12.11 | Подробное и сжатое изложение содержания текста | |
12.12 | Изложение содержание текста с изменением лица рассказчика | |
12.13 | Функционально смысловые типы речи описание повествование рассуждение | |
12.14 | Понятие о функциональных разновидностях языка |
В табл. 2 приведены проверяемые требования к результатам обучения, распределенные по классам
Таблица 2
Метапред-метный результат | Код проверяемого требования |
Проверяемые предметные требования к результатам обучения | ||
1(6) | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | |||
1.1 | Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста | |||
1.2 | распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов | |||
1.3 | Распознавать морфемы; определять способы словообразования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания | |||
1.4 | Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике | |||
1.5 | распознавать словосочетания, простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, обращением, причастным оборотом, деепричастным оборотом; сложные предложения; предложения с прямой речью; распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике | |||
1.6 | Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов | |||
1.7 | Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания | |||
1.8 | Объяснять лексическое значение слова разными способами | |||
1.9 | Объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного в 5-7 классах); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слова | |||
1.10 | Распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту) | |||
1.11 | Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике | |||
2(7) | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | |||
2.1 | Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации; соблюдать в устной речи правила речевого этикета | |||
2.2 | Распознавать тексты разных функциональных разновидностей; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике | |||
3(8) | Смысловое чтение | |||
3.1 | Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым | |||
3.2 | Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 300-350 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи | |||
3.3 | Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы | |||
3.4 | Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120-130 слов | |||
4(9) | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | |||
4.1 | Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 60 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением | |||
4.2 | Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы объемом не менее 4 реплик (диалог запрос информации, диалог сообщение информации) | |||
4.3 | Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии); участвовать в диалоге- запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику) | |||
5(10) | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | |||
5.1 | Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы | |||
5.2 | Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в том числе для написания подробного изложения объемом не менее 200-250 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 120-140 слов) | |||
5.3 | Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6-7 или более предложений или объемом 4-5 предложения сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5-2,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы) | |||
5.4 | Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом | |||
5.5 | Редактировать тексты: редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты | |||
5.6 | Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации (в том числе во время списывания текста объемом 100-110 слов; письма по памяти объемом 25-35 слов; словарного диктанта объемом 25-30 слов; диктанта на основе связного текста объемом 110-120 слов, содержащего не более 20 орфограмм, 4-5 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми орфограммами); соблюдать на письме правила речевого этикета | |||
5.7 | Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации; соблюдать в устной речи правила речевого этикета | |||
5.8 | Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические) (на основе изученного); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста | |||
5.9 | создавать текст в жанре научного сообщения; создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция) создавать текст в жанре научного сообщения; создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция) | |||
5.10 | создавать устные монологические высказывания объемом не менее70 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением; представлять сообщение на заданную тему в виде презентации | |||
6(11) | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами | |||
6.1 | Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации |
Комментарии
Добавить комментарий