# 10281

Версия для печатиPDF

Определите и запишите лексическое значение слова «мерить» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Текст к заданию:

ВПР6: текст Ильина М.

(1)С глубокой древности люди искали и придумывали разные приспособления для измерения времени. (2)В комедии, которая была написана греческим драматургом Аристофаном две тысячи триста лет тому назад, есть такой эпизод. (3)Жительница Афин говорит своему мужу: «Когда тень будет в десять шагов, приходи ужинать». (4)Что значит это выражение «тень в десять шагов»? (5)По-видимому, недалеко от дома, в котором жили супруги, стоял столб или памятник. (6)В солнечный день он отбрасывал тень. (7)Чтобы узнать, который час, прохожие мерили тень шагами. (8)Утром она была длиннее, в полдень становилась совсем коротенькой, а к вечеру опять удлинялась. (9)Столб, который использовали как часы, назывался «гномон».

(10)Конечно, гномон был неудобными часами: он показывал время только в солнечный день и очень неточно. (11)И его нельзя было взять в дорогу, а в дороге часы так необходимы. (12)Индийские нищенствующие монахи – факиры – решили задачу определения времени в пути довольно просто: они превратили в часы обыкновенную дорожную палку. (13)Отправляясь в далёкое путешествие, факир брал с собой посох особенного устройства. (14)Посох был не круглым, как обычная палка, а восьмигранным. (15)Наверху в каждой грани высверливали отверстие, в которое вставлялась маленькая палочка. (16)Чтобы узнать время, факир поднимал свой посох, держа его за шнурок. (17)Тень, падающая от палочки на грань отвесно висящего посоха, показывала, который час. (18)Длину тени здесь не надо было каждый раз мерить, потому что на грани были вырезаны чёрточки, обозначающие часы. (19)Но зачем тогда нужно столько граней?

(20)Дело в том, что в разное время года видимый путь солнца различен. (21)Поэтому и тень, которая во всём зависит от солнца, ведёт себя летом и зимой неодинаково. (22)Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха. (24)Каждая грань размечена для одного какого-нибудь времени года и не годится для другого.

(По М. Ильину)



Вариант ответа:

1. Мерить – определять величину, протяжённость какой-либо мерой (шагами, рулеткой и т.д.).
2. В магазине я мерила платья из новой коллекции.

Пояснение: 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Мерить – определять величину, протяжённость какой-либо мерой (шагами, рулеткой и т.д.).
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;

2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
В магазине я мерила платья из новой коллекции.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях

Источник: 
ВПР. Русский язык. 6 класс. Вариант 8
Содержание верного ответа и указания по оцениванию;
Баллы
Задание 12
Распознавание лексического значения слова в данном контексте
Верно объяснено значение слова 1
Неверно объяснено значение слова.
ИЛИ
Объяснение значения слова не дано
0
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении
Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка 2
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.
Всего в составленном предложении в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
1
Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Связи с вариантами

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.