# 10366

Версия для печатиPDF

Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Текст к заданию:

ВПР6: текст Смолицкого В.Г.

(1)Среди разнообразных шалей и платков, выполненных отечественными мастерами, выделяются своей неповторимостью оренбургские пуховые платки. (2)Оренбургские платки вяжут вручную, вкладывая в труд всё мастерство и вдохновение. (3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается. (4)Все эти качества пряжи придают платкам удивительные свойства: они настолько легки и тонки, что их можно свободно продеть сквозь обручальное кольцо.

(5)Чтобы связать вручную пуховый платок, мастерице порой надо затратить до двухсот пятидесяти часов времени. (6)Сначала она руками перебирает пух, разрыхляя каждый клочок, очищая его от примесей и грубого волоса, после этого расчёсывает пух специальными двухрядными гребнями, а затем прядёт пуховые нити на коротких лёгких веретёшках. (7)Оренбургские мастерицы вяжут свои платки на обыкновенных стальных «чулочных» спицах и используют характерную вязку – двухизнаночную гладь. (8)Особенно высоко ценится платок, который связан одной мастерицей от начала до конца. (9)Готовый платок пушат и натягивают на специальные пяльцы для восстановления формы и размера.

(10)Ценность оренбургских платков определяется не только мастерством исполнения. (11)Мотивы узора платков необычайно разнообразны и неповторимы. (12)Невозможно найти двух одинаковых платков, поскольку это исключается самой техникой исполнения – вязанием. (13)У мастериц большое количество основных мотивов узора: «рыбка», «горошек», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки» и многие другие. (14)Умело соединяя мелкие элементы, мастерицы получают более сложные узоры: «розетки», «шашечки», «цепочки», «змейки», «бантики», «снежинки». (15)Каждый раз создаётся новая композиция, которую из-за её усложнённости очень трудно повторить. (16)Мастерицы не пользуются какими-либо готовыми рисунками и описаниями: им легче вывязать новый рисунок, не уступающий прежним по красоте, чем воссоздать раз сделанное.

(По В.Г. Смолицкому)



Вариант ответа:

1. Удерживать – беречь, сохранять.
2. Пете удалось удержать собаку на поводке.

Пояснение: 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Удерживать – беречь, сохранять.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;

2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Пете удалось удержать собаку на поводке.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях

Источник: 
ВПР. Русский язык. 6 класс. Вариант 11
Содержание верного ответа и указания по оцениванию;
Баллы
Задание 12
Распознавание лексического значения слова в данном контексте
Верно объяснено значение слова 1
Неверно объяснено значение слова.
ИЛИ
Объяснение значения слова не дано
0
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении
Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка 2
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.
Всего в составленном предложении в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
1
Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Связи с вариантами

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.