# 19947

Версия для печатиPDF

Определите и запишите лексическое значение слова «полотно» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Текст к заданию:

ВПР6: текст по Д. Шостаковичу

(1)Умеете ли вы слушать музыку? (2)Этот вопрос очень важен. (3)Ведь только тому, кто умеет слушать музыку, станут понятными глубокое содержание музыкального произведения и художественные образы, созданные композитором. (4)Оказывается, есть определённые правила, как это надо делать. (5)Самое первое из них заключается в том, что слушать музыку можно только в тишине. (6)Это первое необходимое условие. (7)Ведь музыка - искусство, выражающееся в звуках, в их сочетании. (8)Она воспринимается через слух. (9)Слушать музыку в шуме - это то же самое, что пытаться смотреть на полотно художника через вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то. (10)Ваши глаза пробегают по строчкам, но при этом вы решительно ничего из прочитанного не поймёте. (11)Второе важное для понимания музыки условие - внимание. (12)Только в полной тишине и при полной сосредоточенности вам откроется смысл музыкального произведения.

(13)Музыка вызывает в душе слушателя, даже если он ещё ребёнок, глубокие чувства, рождает мысли. (14)Слушая классическую музыку, каждый стремится быть лучше, чище. (15)Сердце замирает, когда слушаешь вдохновенную музыку Петра Ильича Чайковского! (16)В чём же тут дело? (17)Вероятно, прежде всего в том, что композитор, создавая музыку для детей и взрослых, всегда думал о тех, кто будет её слушать. (18)Он хотел, чтобы его слушатели были сильными, гордыми, верными в дружбе, умели любить.

(19)Среди множества искусств, которые воздействуют на человеческую душу, нет силы более доброй и благородной, чем музыка. (20)Она будит фантазию и окрыляет. (21)Невольно возникают дивные и чарующие образы. (22)В этом и заключается испокон веков влияние музыки на человека, если он умеет её слушать. (23)Чем выше культура человека, тем больше он понимает и любит музыку.

(По Д. Шостаковичу)



Вариант ответа:

1. Полотно (художника) – картина.
2. Полотно железной дороги уходило вдаль.

Пояснение: 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Полотно (художника) – картина.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;

2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Полотно железной дороги уходило вдаль. // Бабушка сшила полотенце из холщового полотна.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

Источник: 
ВПР 2024. Русский язык. 6 класс. Вариант 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию;
Баллы
Задание 12
Распознавание лексического значения слова в данном контексте
Верно объяснено значение слова 1
Неверно объяснено значение слова.
ИЛИ
Объяснение значения слова не дано
0
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении
Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка 2
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.
Всего в составленном предложении в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
1
Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Связи с вариантами