# 24791

Версия для печатиPDF

Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Что помогло Фальконе создать величественный памятник Петру I?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.

Текст к заданию:

ВПР10: текст Коровиной Е.

(1)Скульптор Этьен Морис Фальконе приехал в Россию в 1766 году по рекомендации философа Дидро. (2)Тот считал Фальконе лучшим скульптором Франции и полагал, что именно он сможет осуществить грандиозный замысел императрицы – поставить памятник великому государю Петру I. (3)Но, представив на суд Екатерины II модель будущего монумента, Фальконе по её нахмуренным бровям понял, что не достиг взаимопонимания. (4)Дело в том, что скульптор видел будущий памятник символом самодержавия: Пётр I должен стоять на высокой колонне посреди площади, чтобы все проходящие снимали перед ним шляпы. (5)Но Екатерина хотела иного. (6)«Русскому императору не нужно, чтобы перед ним снимали шляпу, как перед простым бюргером! – вспыхнула Екатерина. – Пётр был реформатором, полководцем, любимцем Фортуны. Он должен предстать перед подданными на коне, как римский император!»

(7) Фальконе был поражён замыслом императрицы. (8)Эта властительница знает, чего хочет! (9)Теперь и скульптор понимал, что его замысел был вовсе не хорош. (10)Может, в каком-нибудь европейском городе зеваки и пришли бы в восторг от такой идеи, но не в бурном, динамичном, непредсказуемом Петербурге. (11)Здесь всё огромное, шумное и грандиозное, как стихии природы. (12)Конечно, Екатерина права: Пётр был дерзким реформатором, обладал железной волей, построил не только этот город, но и поднял всю страну. (13 Однако как изобразить это?..

(14)Ночью Фальконе проснулся от того, что огромная белая луна заглядывала в окно. (15)Он забыл задёрнуть и шторы, и полог кровати. (16)В воображении снова ожила призрачная картина: могучий всадник поднимает на дыбы громадного коня. (17)Вот так когда-то Пётр Великий поднял на дыбы всю старую Русь. (18)Вот таким его и надо изваять – в едином порыве, едином движении. (19)И пусть царь не держит никакого жезла – напротив, пусть огромная и мощная рука Петра-защитника прикрывает город от всех напастей.

(20)А постамент?.. (21)Фальконе словно прозрел: никаких колонн! (22)Постаментом должен быть огромнейшая глыба, ведь само имя «Пётр» в переводе с греческого означает «камень». (23)И камень этот должен быть похож на вершину скалы или на гребень могучей невской волны.

(24)Вскоре нашли мощный, грубый, полный природной силы гранит в деревне Конная Лахта под Петербургом. (25)Осенью 1768 года крестьянин Семён Вишняков сообщил, что в окрестностях деревни лежит гранитная глыба, на которую, по преданию, во времена Северной войны поднимался сам Пётр Великий, чтобы осмотреть местность. (26)Неожиданно началась гроза, в каменную скалу ударила молния. (27)Однако государь не пострадал. (28)С тех пор глыбу и величают «Гром-камень».

(29)Государыня пришла в восторг, увидев готовый памятник. (30)Мастер виртуозно преодолел все технические сложности: его конь, поднявшийся на дыбы, имел всего две точки опоры, а остальные скульптор провёл через хвост коня и змею, которую конь топчет. (31)Такое решение было новым, уникальным. 

(32)А бронзовый всадник, которого, с лёгкой руки А. С. Пушкина, стали называть «Медным», стоит, возвышаясь над своим великим городом. (33)Одни считают его виноватым в бедах Петербурга. (34)Другие верят: он защитник города. (35)Но все сходятся в одном: пока стоит над Невой Медный всадник, Петербург будет жить. (36)Недаром же монумент не эвакуировали из города даже во время Великой Отечественной войны. (37)Вместе с жителями Ленинграда он пережил блокаду. (38)Когда памятник освободили от укрывавших его мешков с песком, на камне увидели нарисованную мелом медаль «За оборону Ленинграда». (39)Великий Пётр защищал свой великий город. 

(По Е. Коровиной)



Вариант ответа:
Пояснение: 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) позицию автора (возможный вариант ответа):
Только поняв роль Петра I в становлении России и смысл всех его государственных преобразований, Фальконе смог создать величественный памятник Петру I;

2) два примера из текста (возможные варианты), поясняющие позицию автора:
«Русскому императору не нужно, чтобы перед ним снимали шляпу, как перед простым бюргером» (предложение 6), «Пётр был неукротимым и дерзким реформатором, обладал железной волей» (предложение 12), «Вот таким его и надо изваять – в едином порыве, едином движении» (предложение 18), «…могучий всадник поднимает на дыбы громадного коня. Вот так когда-то Пётр Великий поднял на дыбы всю старую Русь» (предложения 16-17).

Источник: 
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Задание 10
К1 Отражение позиции автора по указанной проблеме  
  Позиция автора сформулирована верно 1
    Позиция автора сформулирована неверно.
ИЛИ
Позиция автора не сформулирована
0
К2 Наличие примеров, важных для понимания позиции автора  
  Подобраны два примера 2
    Подобран один пример 1
    Приведённые примеры не подтверждают позицию автора.
ИЛИ
Примеры не приведены
0
К3 Связность текста  
  Ответ характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логических ошибок нет 2
    Ответ характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка 1
    В ответе  отсутствует смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, допущено более одной логической ошибки 0
К4 Соблюдение норм современного русского литературного языка  
    Допущено не более одной орфографической, или пунктуационной, или речевой, или грамматической ошибки 1
    Допущено две или более орфографических, или пунктуационных, или речевых, или грамматических ошибки 0
Максимальный балл 6