# 9486

Версия для печатиPDF

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте книжное слово, которое имеет значение «преодоление с боем обороняемого противником препятствия, чаще водного». Выпишите это слово.

Текст к заданию:

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Володя не раз нам рассказывал про отца, а однажды принёс в класс вырезку из «Красной звезды» со статьёй, в которой упоминалось имя капитана Румянцева. (2)И вот Василий Дмитриевич Румянцев у нас в школе.

— (3)Ну, друзья, о чём же вам рассказать?

(4)На минуту все примолкли, собираясь с мыслями. (5)Потом из дальнего угла раздался голос:
— Расскажите про ордена!

(6)Ребята одобрительно загудели. (7)Василий Дмитриевич задумчиво оглядел их.

— (8)Я знаю, вам кажется: раз орден, значит что-то необыкновенное человек сделал. (9)А я вам ничего такого рассказать не могу. (10)Вот у меня орден за форсирование Днепра. (11)Если бы я не умел хорошо плавать, если бы ещё мальчишкой, подростком не упражнялся в ловкости и выносливости, то наверняка погиб бы при переправе, не выплыл бы... (12)А плыть пришлось под огнём неприятеля, и притом не налегке, а в одежде и с оружием. (13)Право, даже и не знаю, что ещё рассказать про этот орден... (14)А вот другой, тоже Красного Знамени, — этот за то, что вывел роту из окружения... (15)Так разве тут во мне было дело? (16)Нет, друзья: всё дело в людях, которые шли со мною и всё это вынесли. (17)А почему вынесли, как по-вашему? (18)Разве уж такие они богатыри были, необыкновенные силачи? (19)Верно, солдату нужно быть крепким, выносливым, закалённым, но это ещё далеко не всё...

(20)Василий Дмитриевич помолчал, что-то припоминая.

— (21)Я расскажу вам сейчас про нашу медицинскую сестру Наташу Ильину. (22)Она была совсем юной девушкой, только что окончила десятый класс, курсы медсестёр, — и сразу попала на фронт, на передовую. (23)Помню, в первые дни я смотрел, как она жмурилась и вздрагивала, заслышав свист пули, и думал: какова ты будешь в бою? (24)Я видел, что и её мучит эта мысль, ей хотелось поскорее испытать себя. (25)Она просила, чтобы её отпустили с разведчиками, но ей сказали: подожди. (26)Но скоро вышло так, что ей пришлось сразу, без всякой подготовки, окунуться в самую гущу боя. (27)Трое суток без перерыва, без отдыха она оказывала первую помощь раненым, перевязывала их, вытаскивала из-под огня. (28)И никто из нас не слышал от неё жалоб на усталость, хотя все эти трое суток некому было сменить её.

(29)Потом Наташу послали в разведку. (30)Командира разведчиков ранило в расположении немцев. (31)Он потерял сознание. (32)Наташа упала в снег рядом с ним и притворилась мёртвой. (33)Ходившие мимо немцы толкали её, один ударил сапогом по лицу — она не вскрикнула, не приоткрыла глаз. (34)Когда стемнело, она потащила командира к своим. (35)Она ползла с ним по снегу около пяти километров, без еды, почти не отдыхая, обморозила и в кровь ободрала руки, но не остановилась, пока не доползла до своих.

(36)На полдороге раненый командир очнулся и сказал ей: «Оставь меня, всё равно не дотащишь», но она даже не ответила, будто и не слыхала... (37)Так вот, как по-вашему, что помогло этой девушке?

— (38)Наверно, она была тренированной физкультурницей, — после небольшого молчания сказал Селиванов.

— (39)Она была крепкая девушка, это правда. (40)Но то, что она сделала, оказывалось не под силу и людям покрепче, — возразил капитан Румянцев.

— (41)Она была волевая! — воскликнул Саша Воробейко. (42)Румянцев внимательно посмотрел на него и кивнул:
— Да, ты прав: у неё был твёрдый характер, сильная воля.
(43)А это очень много. (44)Человек, который любит свой народ, воюет во имя идеи, выше и справедливее которой нет на свете, и верит в победу, — это самый волевой, самый сильный и самый непобедимый боец на свете... (45)Ты что хочешь спросить? — перебил себя Василий Дмитриевич, заметив, что Саша поднял руку.

— (46)Я хочу... — Саша встал, оглянулся на товарищей. — (47)Я хочу спросить: а если нет силы воли, что тогда?

— (48)Есть такое слово: дисциплина...

— (49)А-а, дис-цип-ли-на... — протянул Саша так выразительно, что Румянцев, видно, сразу понял, как часто Сашу попрекали этим словом.

— (50)Что, брат, не в первый раз про неё слышишь? — спросил он, встал, прошёлся вдоль парт. — (51)Давайте подумаем вот о чём. (52)Проснулись вы утром, надо собираться в школу. (53)Ещё темно, время зимнее, но свет горит, вода и газ поданы. (54)Это работники городского хозяйства позаботились о том, чтобы без перебоев снабжать город водой, газом, электрической энергией. (55)Выходите на улицу. (56)Мимо вас проносятся со звоном трамваи, скользят троллейбусы, развозя людей на работу, в метро через каждые три минуты проносятся поезда... (57)У всех свои заботы, свои дела, все на работе.

— (58)Всё это так обычно, что вам и в голову не приходит задумываться над этим. (59)А вы всё-таки оглянитесь и призадумайтесь над тем, сколько народу работает на вас. (60)Так может быть, — продолжал Румянцев, — только потому, что есть у людей большое общее согласие, есть дисциплина. (61)Без этого весь ход нашей жизни распался бы, всё пошло бы вкривь и вкось. (62)Вы, верно, думаете: это всё очень просто и всем ясно, так к чему я об этом говорю? (63)А вот к чему. (64)Каждый из вас понимает, как необходима дисциплина на производстве и в армии. (65)Ну, а в классе как же, в школе? (66)Речь идёт о самых обыкновенных вещах: не опоздать, не разговаривать во время урока, добросовестно готовить домашние задания, короче говоря — подчиняться общим правилам. (67)И, верно, многие думают: да разве от этого зависит, буду ли я хорошим работником и храбрым воином? (68)Ведь мои сегодняшние школьные обязанности — пустяки, мелочь по сравнению с тем, что ждёт меня в большой жизни. (69)Так ведь? (70)Почему же вы считаете, что закалять мускулы надо с детства, а закалять волю, характер — необязательно? (71)Разве сильная воля приходит сама собой? (72)Нет, конечно. (73)И все вы хорошо знаете, что ваше воспитание зависит не только от ваших учителей и родителей, но и от вас самих. (74)Почитайте-ка биографии больших, настоящих людей, и вы увидите: с малых лет они воспитывали в себе те качества, которые мы уважаем и ценим. (75)Это очень важно. (76)На фронте труднее всего было тем, кто не привык к дисциплине в довоенной жизни. (77)Вот я и хочу, чтоб вы поняли: когда вы видите на груди у военного орденскую ленточку, знайте: необязательно совершил он необыкновенный подвиг, но обязательно за этим знаком отличия кроются воля, умение преодолевать даже самые большие трудности.

(78)Я сидела за одной партой с Колей Савенковым и боялась, что ему больно будет увидеть человека, который вернулся в свою семью, к своему сыну, — вернулся оттуда, где навсегда остался Колин отец.

(79)Но Коля внимательно смотрел на Румянцева, и ни одна тень сторонней мысли не прошла по его лицу, некотором, как и на лицах других ребят, отражалось всё, о чём рассказывал капитан.

(80)Когда Румянцев закончил и ребята столпились вокруг него, Коля Савенков протиснулся вперёд и всё время, пока тот отвечал на сыпавшиеся градом вопросы, держал его за рукав. (81)А Василий Дмитриевич, должно быть о чём-то догадавшись, несколько раз провёл рукой по упрямой стриженой голове мальчугана.

(82)По дороге домой я думала: сколько я читала ребятам о героях Отечественной войны, сколько рассказывала, а вот такого впечатления не было.

(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.



Правильный ответ: форсирование
Пояснение: 

Форсирование — преодоление войсками с боем какого-либо естественного препятствия.
Форсирование минных заграждений — прорыв надводных кораблей и судов через морские минные заграждения с преодолением противодействия противника.
Форсирование водной преграды — наступление с преодолением водной преграды, обороняющейся с противоположного берега противником.
Форсирование противолодочного рубежа — прорыв подводной лодки через противолодочный рубеж с преодолением противодействия противника.


(10)Вот у меня орден за форсирование Днепра.

Источник: 
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. И.П. Васильевых. Вариант 12