Наречие

Версия для печатиPDF

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. С морфологической точки зрения наречие не имеет спряжения и склонения.

Наречие отвечает на вопрос как? где? куда? когда? в какой степени? почему? зачем? сколько?

Классификация по лексическому значению

Определительные наречия: Слова этой группы наречий обозначают качество действия, признака, образ и способ совершения действия.
Обстоятельственные наречия: слова этой группы характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.


Группа определительных наречий включает следующие семантические группы

  • качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.)
  • количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно)
  • способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
  • сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом)
  • совокупности или совместности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща)

Группа обстоятельственных наречий включает следующие семантические группы

  • времени — обозначают время совершения действия  и отвечают на вопросы когда? с (до) каких пор? как долго? (теперь, издавна, сначала, вовремя, вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, допоздна, накануне, зимой, иногда, сейчас, позже и т.д.)
  • места — обозначают место совершения действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? (около, далеко, поблизости, рядом, спереди,  вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад и т.д.)
  • причины — обозначают причину совершения действия и отвечают на вопросы почему? (сослепу, со зла, сгоряча, сдуру, поневоле, недаром, неспроста)
  • цели — обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? (нарочно, специально, назло, наперекор, впрок, в насмешк, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно)

Классификация по степени сравнения

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

сравнительная степень:

  • простая форма образуется синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е —
    например: интереснее, дольше, сильней, громче.
    Некоторые наречия образуют сравнительную степень меняя основу
    например: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше, плохо - хуже
  • составная форма образуется аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой
    например: более сильно, менее интересно, более грустно

 

превосходная степень:

  • простая форма образуется синтетически: с помощью суффиксов -ейш-, -айш-
    например: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь.
  • составная форма образуется аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия
    например: наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно.
  • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с простой (синтетической) формой сравнительной степени
    например: лучше всех, лучше всего, больше всего

 


Классификация по способу образования

  1. суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой — досуха, изнанка — наизнанку;
  3. приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
  4. сложение разных видов:
    • сложение слов: еле, еле — еле-еле;
    • сложение с первым элементом полу-: полулежа;
    • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; пол, сила — вполсилы.