Итоговое декабрьское сочинение
10.09.2017
Администратор
793
0
В 2017/18 учебном году итоговое сочинение пройдет 6 декабря, 7 февраля и 16 мая.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год.
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Ответы на самые частые вопросы по итоговому сочинению.
Когда будут известны названия тем?
За 15 минут до начала экзамена темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/).
Каков должен быть объем итогового сочинения?
Рекомендуемый объём не менее 300-350 слов. Работа объемом менее 250 слов не засчитывается. На работу отводится 3 часа 55 минут.
На чем писать итоговое сочинение?
Участники выполняют сочинение на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.
Как оценивается итоговое сочинение?
В школе работы оцениваются по системе «зачет» - «незачет».
Десятибалльная система оценивания используется для оценки сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов.
По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополн. баллов к ЕГЭ).
Критерии оценивания итогового сочинения
Критерий №1. «Соответствие теме»
Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №3. «Композиция и логика рассуждения»
Критерий №4. «Качество письменной речи»
Критерий №5. «Грамотность»
Критерий №1. «Соответствие теме»
Критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (худож. произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе.
Критерий №3. «Композиция и логика рассуждения»
Критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий №4. «Качество письменной речи»
Критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.
Критерий №5. «Грамотность»
Критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Подведение итогов
Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные.
Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение.
То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным.
Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.
Комментарии к направлениям итогового сочинения на 2017/18 учебный год
«Верность и измена»
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
«Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
«Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
«Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
«Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Рекомендации
Как написать итоговое сочинение на лучший балл?
- Хорошо обдумайте идею, то есть главный посыл работы.
- Составьте план.
Для примера возьмем тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?».
Главная идея сочинения: «Бесчестный поступок – это тот, который нарушает нравственные нормы».
Тезисы можно сформулировать так:
1. Человек, совершивший бесчестный поступок, – эгоист.
2. Он пренебрегает общепринятой моралью.
3. Человек, который не может пожертвовать жизнью ради доброго имени, труслив и бесчестен.
Задумайтесь, как можно опровергнуть вашу точку зрения, и, по возможности , введите контраргументы.
Например, «Общественная мораль бывает жестокой и несправедливой».
Подкрепите тезисы примерами из литературы. Вы должны не только вспомнить название книги, где поднималась нужная тема, но и проанализировать ситуацию.
Выбирайте яркие эпизоды известных произведений. Не пересказывайте события, а давайте им оценку.
Можете вставить одну-две цитаты. Но не переборщите с чужими мыслями, ваша цель – изложить собственные.
Составив план, напишите сочинение на черновике.
Следуйте простой структуре:
1. Вступление (60-70 слов).
Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
2. «Мостик» к основной части (20-30 слов).
Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.
3. Основная часть (200-250 слов).
Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:
- укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
- вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
- дайте оценку приведенным примерам;
- подведите промежуточные итоги;
- сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).
4. Вывод (60-70 слов).
Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит..?») и еще раз сформулируйте свою идею.
Приложение: Презентация
Комментарии
Добавить комментарий