ЕГЭ 2020: вариант 24

Версия для печатиPDF

ЕГЭ: текст

(1)Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. (2)Многие конструкторские идеи, которые впоследствии использовались в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах, а для многих механизмов, созданных в последующие времена, часы послужили образцом. (3)Они, можно сказать, явились опытной моделью <...> механического искусства в целом.

Задания:

Задание 1 10555

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Часы, получившие широкое распространение, послужили образцом для создания многих механизмов, на них были опробованы многие конструкторские идеи, поэтому их можно считать опытной моделью механического искусства.
  2. Первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение, стали часы, послужившие образцом для создания бытовой техники.
  3. Толчком к разработке множества конструкторских идей стало создание часов — универсального механизма, получившего повсеместное распространение.
  4. Образцом для создания модных аксессуаров стали часы, созданные для практических целей и получившие повсеместное распространение.
  5. Часы оказались опытной моделью механического искусства: на них были опробованы многие конструкторские идеи, они стали образцом для создания многих механизмов и получили широкое распространение.
Задание 2 10556

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 3 10557

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ, -и, ж.

  1. Схема какого-нибудь физического объекта или явления.
    М. атома. М. искусственного языка.
  2. Тип, марка конструкции.
    Новая м. автомобиля.
  3. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-нибудь.
    М. корабля. М. самолёта.
  4. Образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение.
    Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.
Задание 4 10558

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лЕкторов
налилА
зАгнутый
обострИть
избАлованный

Задание 5 10559

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В роли талантливого дирижёра молодой актёр был весьма ОРГАНИЧНЫМ.
Наиболее безопасный и ЭФФЕКТИВНЫЙ способ борьбы с вредными насекомыми — биологический.
Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее чем за 45 суток до даты его отправления.
Школьники ВЫРАСТИЛИ в саду розы двух сортов.
Мастерство вырабатывается из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Задание 6 10560

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.

Задание 7 10561

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ИНЖЕНЕРА
пара НОСКОВ
БЕРЕЖЁТ природу
офицерских ПОГОН
красивого ПОЧЕРКА

Задание 8 10562

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) У всех, кто видел, как в День пограничника над Красной площадью вновь пролетели самолёты, это вызвало радость, поскольку за многие предшествующие годы люди привыкли, что небо страны находится под надёжной защитой.
2) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
3) Посмотрев премьеру спектакля, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.
4) Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, убедился в обоснованности решения о недопуске соискателя к защите диссертации.
5) В первое кругосветное плавание экспедиция под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского отправилась из Кронштадта на кораблях «Неве» и «Надежде».
6) Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.
7) Определяя возраст находки, археологи используют несколько методов.
8) В музее «Эрмитаж» наряду с классическими произведениями представлены образцы современного искусства.
9) В праздник Рождества Александр I, восславивший храбрость и терпение русских воинов, объявил об изгнании Наполеона из России.

Задание 9 10563

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. заплатить, разгадать, утончённый
  2. далёкий, фразеологический, компонент
  3. экзаменатор, таинственно, энциклопедист
  4. одичать, вредители, задрожавший
  5. утешение, лелеять (мечту), прикосновение
Задание 10 10564

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. расп..ложить, с..звучный, пр..родина
  2. пр..спосабливающийся, непр..одолимый, пр..зывающий
  3. бе..ценный, бе..человечный, в..дремнуть
  4. пр..сечь (разговоры), пр..бывать (в городе), непр..менно
  5. ра..щедриться, бе..хитростный, и..синя-зелёный
Задание 11 10565

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. догадл..вость, обессил..ть (от усталости)
  2. черешн..вый, кресл..це
  3. кавказ..кий, матрос..кий
  4. ходатайств..вать, пережёв..вать
  5. обеспеч..вать, обидч..вый
Задание 12 10566

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. стро..тся (новые дома), сыпл..щаяся (штукатурка)
  2. выдел..шь (цветом), свер..вшие (часы)
  3. встрет..шь, сброш..нный
  4. проед..шься, необита..мый
  5. меч..щийся (в беспокойстве), (тени) трепещ..т (на стене)
Задание 13 10567

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Крупные зубья пилы, ёрзая взад-вперёд, с каждым разом захватывают (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.
Мне (НЕ)(О)ЧЕМ с вами разговаривать.
Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.
Гибнущий сад и (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ в силу различных обстоятельств любовь — две внутренне связанные темы пьесы.
Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе «Перово».

Задание 14 10568

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
Исходя из представления о предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.
Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.
Она этот роман читала раньше, (И)ТАК он ей понравился, что решила прочесть ещё раз; (В)ПРОЧЕМ, ничего другого под рукой и не было.

Задание 15 10569

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

Задание 16 10570

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
  2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
  3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
  4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
  5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.
Задание 17 10571

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою — такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Задание 18 10572

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я это понял (1) всё-таки (2) давно.
Мой путь один, всего один (3) ребята, —
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.

(В. С. Высоцкий)

Задание 19 10573

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Задание 20 10574

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

Задание 21 10575

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Моя родина — небольшой город Орловской губернии. (2)Мне кажется, я умер бы от изнеможения и блаженства, если бы сейчас увидел его в нагорье реки Сосны. (3)Она не блещет никакими красотами. (4)Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, рек и деревьев. (5)Но всё это тихо, просто, скромно, незаметно и в неподвижности своей прекрасно. (6)То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей: благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, — всё это мне было дано в восприятии родины. (7)Она задушевна, как русская песня, и, как она, исполнена поэзии музыки. (8)Только её надо слышать самому, внутренним слухом, потому что она не потрясает, не гремит и не кричит, но тихим шёпотом нашёптывает свои небесные сны. (9)Родина — это не только страна, где «впервые вкусили сладость бытия», родина — это нечто гораздо большее.

(По С. Н. Булгакову)

Задание 22 10577

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

ЕГЭ: текст Астафьева В.П.

(1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.

(8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.

(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое... (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

(18)А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. (19)Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. (20)В самой избе кавардак невообразимый. (21)На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. (22)Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. (23)Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: «(24)Хватит! (25)Поворочала! (26)Теперь в городе жить стану, как барыня!..»

(По В. П. Астафьеву*)
*
Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) — русский писатель, драматург, эссеист


  1. В той местности, где находятся обе избы, дрова (преимущественно берёзовые и ольховые) принято заготавливать весной.
  2. Рассказчик возмущён поведением городских браконьеров, устроивших невообразимый кавардак во второй избе.
  3. Все покинутые дома выглядят одинаково захламлёнными, ведь бывших хозяев в большей степени заботит будущее, нежели прошлое.
  4. Ружьё и гильзы, найденные рассказчиком во второй избе, свидетельствуют, по его словам, о том, что хозяин дома был профессиональным охотником.
  5. Одной из причин, заставляющих людей покинуть деревенские избы, является урбанизация, уничтожающая всё на своём пути.
Задание 23 10578

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1-7 содержится рассуждение.
  2. В предложениях 10-11 содержится описание.
  3. В предложениях 14-17 представлено повествование.
  4. Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 19.
  5. Предложения 21-23 поясняют, раскрывают содержание предложения 20.
Задание 24 10579

Из предложений 14-17 выпишите слово со значением «содержащийся в порядке, благоустроенный».

(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое... (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

Задание 25 10580

Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 10581

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«В. П. Астафьеву мастерски удаётся передать те чувства, которые испытываешь, когда видишь покинутые российские деревни. Веру в то, что в заброшенных домах снова появятся люди, вселяют использованные в тексте синтаксическое средство — (А) ______ ("путник или новопоселенец" в предложении 17) и приём — (Б) ______ ("не браконьером и бродягой — жителем придёт" в предложении 16). Восхищаясь хозяевами первой избы, автор использует приём — (В) ______ (предложения 14—15). Атмосферу деревенского уклада Астафьеву помогает передать лексическое средство — (Г) ______ ("ликами" в предложении 9, "беремя" в предложении 11)».

Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) эпитеты
4) парцелляция
5) обращение
6) книжная лексика
7) противопоставление
8) восклицательные предложения
9) устаревшая лексика

Источник: 
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 18.
 

Комментарии

Аватар пользователя Гость
Почему так сложно
автор: Гость

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.