ЕГЭ 2020: вариант 26

Версия для печатиPDF

ЕГЭ: текст

(1)Великие географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами. (2)Но не последнюю роль сыграли здесь и выдающиеся технические достижения Средневековья в мореходном деле. (3)<...> мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, они должны были иметь в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, и таким судном стало самое важное техническое достижение того времени — каравелла, само название которой сделалось синонимом эпохи географических открытий.

Задания:

Задание 1 10656

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Мореплаватели эпохи великих географических открытий могли отважиться на далёкие экспедиции, только имея в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли.
  2. Технические достижения Средневековья в мореходном деле, важнейшим из которых является каравелла, наряду с различными политическими, социальными и экономическими причинами вызвали эпоху великих географических открытий.
  3. Выдающимися техническими достижениями Средневековья стали ходкие, прочные и вместительные корабли, на которых можно было смело отправляться в далёкие экспедиции.
  4. Великие географические открытия были вызваны не только разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами, но и выдающимися техническими достижениями Средневековья, важнейшим из которых стала каравелла.
  5. Мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, только если имели в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, такие как каравеллы.
Задание 2 10659

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Задание 3 10660

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВАЖНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВАЖНЫЙ, -ая, -ое; важен, важна, важно, важны.

  1. Гордый и значительный.
    В. вид. Важно (нареч.) держать себя.
  2. Высокий по должности, положению (разг.).
    В. начальник. Важная персона.
  3. Имеющий особое значение, значительный.
    Важное сообщение.
  4. полн. ф. Очень хороший, отличный (прост.).
    Рукавицы важные!
Задание 4 10661

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пОручни
крАлась
шАрфы
прожИвший
зАвидно

Задание 5 10662

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку» подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Представители передовой части общества ставили перед собой ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ цели.
Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.
Новый вожатый был КОРЕНАСТЫМ юношей лет восемнадцати.
Вследствие большого разлива реки несколько деревень оказалось в БЕДНОМ положении.
Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.

Задание 6 10663

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.

Задание 7 10664

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САПОГ
не ЕЗДИ быстро
килограмм ПОМИДОРОВ
за ТЫСЯЧУ вёрст
смотрит более ВЕСЕЛЕЕ

Задание 8 10665

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного

1) Серия картин «Тополя», написанная Моне в течение двух месяцев, состояла из пятнадцати полотен: деревья изображались в зависимости от освещённости и погоды в различное время суток в разное время года.
2) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».
3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот.
4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
5) Сейчас композитор почти не даёт концертов и мало гастролирует, а смысл своей жизни находит, что заботится о внуках.
6) Пятерым медицинским сестрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
7) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
8) Можно согласиться с теми, кто считает, что уже на самом раннем этапе творчества психолингвист А. Р. Лурия предпринял первые шаги в разработке проблемы социальной обусловленности речевого развития.
9) Между пятьюдесятью участниками форума молодых предпринимателей вскоре установились непринуждённые, почти дружеские отношения.

Задание 9 10666

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. баснописец, издавать, сбалансированный
  2. голосовой, подрасти, взглянуть
  3. асфальтированный, запотевать, одряхлевший
  4. привязаться, окончание, рецензент
  5. рекламировать, присягать (Родине), вертеть
Задание 10 10667

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..дания (старины), пр..неприятный, пр..рываемый
  2. под..мать, дез..нфекция, сверх..скусный
  3. в..дремнуть, ..держал (слово), бе..корыстный
  4. соб..ётся, зав..южило, почтал..он
  5. пр..уныл, пр..вратное (представление), гостепр..имство
Задание 11 10743

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. налаж..вать, нищ..та
  2. изменч..вый, бел..зна
  3. рул..вое (управление), затм..вать
  4. шеств..вать (по улицам), (вернулся) засветл..
  5. неповоротл..вый, (глаза) остекл..нели
Задание 12 10744

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. выкидыва..шь, увид..нный
  2. замет..шь, муч..мый (жаждой)
  3. провоз..шься, несгиба..мый
  4. (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)
  5. (его обещания ничего не) сто..т, леле..щая (малыша)
Задание 13 10745

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАЧЕМ повышать голос, вас прекрасно слышно.
Кате вдруг стало обидно за тех людей, которые (НЕ)СЛЫШАТ этой прекрасной музыки.
Не надо сейчас думать о (НЕ)ВЫПОЛНЕННОМ вчера обещании.
Усадьбу окружал вовсе (НЕ)ЧАСТЫЙ высокий забор.
В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с предложением.

Задание 14 10746

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТАК(ЖЕ) как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего года спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.
(ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (С)НАЧАЛА казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.
(КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) оказывается во власти океана.

Задание 15 10747

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших поздравить его гостей.

Задание 16 10748

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения.

  1. Огонь костра то разгорается то угасает.
  2. На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
  3. Задумайте любое число и увеличьте его на три.
  4. Про воду ветер туманы и мели можно многое рассказать.
  5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.
Задание 17 10749

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

Задание 18 10750

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вот —
пустили сплетню,
тешат душу ею.
Александр Сергеич (1)
да не слушайте ж (2) вы (3) их!

Может (4)
я
один
(5) действительно (6) жалею,
что сегодня
нету вас в живых.

(В. В. Маяковский)

Задание 19 10751

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

Задание 20 10752

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

Задание 21 10753

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (Цифры расположите в порядке возрастания)

(1)Ненецкий заповедник — один из самых молодых заповедников в России. (2)Он был основан в 1997 году. (3)Цель деятельности заповедника — охрана и изучение природных экосистем восточноевропейских тундр, дельты реки Печоры, островов и прибрежных акваторий Баренцева моря. (4)Морские острова являются местами гнездования птиц, в том числе редких и исчезающих. (5)Преобладающий тип ландшафта — арктическая тундра, граничащая с зоной вечной мерзлоты. (6)Самое красивое, по общему мнению, место заповедника — это дельта Печоры. (7)Но и тундра, и приморская часть по-своему прекрасны и неповторимы. (8)Летом заповедник становится надёжным пристанищем для огромного числа птиц самых разных видов, для которых этот суровый край является родиной. (9)Появляются в заповеднике из ледяных пустынь океана белые медведи, а из морских млекопитающих — морж, усатый кит и даже нарвал.

Задание 22 7325

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

ЕГЭ: текст Андреева Л.Н.

(1)Из самовара пар валил, как из паровоза, — даже стекло в лампе немного затуманилось: так сильно шёл пар. (2)И чашечки были те же, синие снаружи и белые внутри, очень красивые чашечки, которые подарили нам ещё на свадьбе. (3)Сестра жены подарила — она очень славная и добрая женщина.

— (4)Неужели все уцелели? — недоверчиво спросил я, мешая сахар в стакане серебряной чистой ложечкой.

— (5)Одна разбилась, — ответила жена рассеянно: она в это время держала отвёрнутым кран, и оттуда красиво и легко бежала горячая вода.

(6)Я засмеялся.

— (7)Чего ты? — спросил брат.

— (8)Так. (9)Ну, отвезите-ка меня ещё разок в кабинетик. (10)Потрудитесь для героя! (11)Побездельничали без меня, теперь баста, я вас подтяну, — и я в шутку, конечно, запел: «Мы храбро на врагов, на бой, друзья, спешим...»

(12)Они поняли шутку и тоже улыбнулись, только жена не подняла лица: она перетирала чашечки чистым вышитым полотенцем. (13)В кабинете я снова увидел голубенькие обои, лампу с зелёным колпаком и столик, на котором стоял графин с водою. (14)И он был немного запылён.

— (15)Налейте-ка мне водицы отсюда, — весело приказал я.

— (16)Ты же сейчас пил чай.

— (17)Ничего, ничего, налейте. (18)А ты, — сказал я жене, — возьми сынишку и посиди немножко в той комнате. (19)Пожалуйста.

(20)И маленькими глотками, наслаждаясь, я пил воду, а в соседней комнате сидели жена и сын, и я их не видел.

— (21)Так, хорошо. (22)Теперь идите сюда. (23)Но отчего он так поздно не ложится спать?

— (24)Он рад, что ты вернулся. (25)Милый, пойди к отцу.

(26)Но ребёнок заплакал и спрятался у матери в ногах.

— (27)Отчего он плачет? — с недоумением спросил я и оглянулся кругом. —

(28)Отчего вы все так бледны, и молчите, и ходите за мною, как тени?

(29) Брат громко засмеялся и сказал:
— Мы не молчим.

(30) И сестра повторила:

— (31)Мы всё время разговариваем.

— (32)Я похлопочу об ужине, — сказала мать и торопливо вышла.

— (33)Да, вы молчите, — с неожиданной уверенностью повторил я. — (34)С самого утра я не слышу от вас слова, я только один болтаю, смеюсь, радуюсь. (35)Разве вы не рады мне? (36)И почему вы все избегаете смотреть на меня, разве я так переменился? (37)Да, так переменился. (38)Я и зеркал не вижу. (39)Вы их убрали? (40)Дайте сюда зеркало.

— (41)Сейчас я принесу, — ответила жена и долго не возвращалась, и зеркальце принесла горничная. (42)Я посмотрел в него, и — я уже видел себя в вагоне, на вокзале — это было то же лицо, немного постаревшее, но самое обыкновенное. (43)И они, кажется, ожидали почему-то, что я вскрикну и упаду в обморок, — так обрадовались они, когда я спокойно спросил:
— Что же тут необыкновенного?

(44)Всё громче смеясь, сестра поспешно вышла, а брат сказал уверенно и спокойно:
— Да.
(45)Ты мало изменился. (46)Полысел немного.

— (47)Поблагодари и за то, что голова осталась, — равнодушно ответил я. — (48)Но куда они все убегают: то одна, то другая. (49)Повози-ка меня ещё по комнатам. (50)Какое удобное кресло, совершенно бесшумное. (51)Сколько заплатили? (52)А я уж не пожалею денег: куплю себе такие ноги, лучше... (53)Велосипед!

(54)Он висел на стене, совсем ещё новый, только с опавшими без воздуха шинами. (55)На шине заднего колеса присох кусочек грязи — от последнего раза, когда я катался. (56)Брат молчал и не двигал кресла, и я понял это молчание и эту нерешительность.

— (57)В нашем полку только четыре офицера осталось в живых, — угрюмо сказал я. — (58)Я очень счастлив... (59)А его возьми себе, завтра возьми.

— (60)Хорошо, я возьму, — покорно согласился брат. — (61)Да, ты счастлив. (62)У нас полгорода в трауре. (63)А ноги — это, право...

— (64)Конечно. (65)Я не почтальон.

(66)Брат внезапно остановился и спросил:
— А отчего у тебя трясётся голова?

— (67)Пустяки. (68)Это пройдёт, доктор сказал!

— (69)И руки тоже?

— (70)Да, да. (71)И руки. (72)Всё пройдет. (73)Вези, пожалуйста, мне надоело стоять.

(74)Они расстроили меня, эти недовольные люди, но радость снова вернулась ко мне, когда мне стали приготовлять постель — настоящую постель, на красивой кровати, на кровати, которую я купил перед свадьбой, четыре года тому назад. (75)Постлали чистую простыню, потом взбили подушки, завернули одеяло — а я смотрел на эту торжественную церемонию, и в глазах у меня стояли слёзы от смеха.

— (76)А теперь раздень-ка меня и положи, — сказал я жене. — (77)Как хорошо!

— (78)Сейчас, милый.

— (79)Поскорее!

— (80)Сейчас, милый.

— (81)Да что же ты?

— (82)Сейчас, милый.

(83)Она стояла за моею спиною, и я тщетно поворачивал голову, чтобы увидеть её. (84)И вдруг она закричала, так закричала, как кричат только на войне: — Что же это! — (85)И бросилась ко мне, обняла, упала около меня, пряча голову у отрезанных ног, с ужасом отстраняясь от них и снова припадая, целуя эти обрезки и плача.

— (86)Какой ты был! (87)Ведь тебе только тридцать лет. (88)Молодой, красивый был. (89)Что же это! (90)Как жестоки люди. (91)3ачем это? (92)Кому это нужно было? (93)Ты, мой кроткий, мой жалкий, мой милый, милый...

(94)И тут на крик прибежали все они, и мать, и сестра, и нянька, и все они плакали, говорили что-то, валялись у моих ног и так плакали. (95)А на пороге стоял брат, бледный, совсем белый, с трясущейся челюстью, и визгливо кричал: — Я тут с вами с ума сойду. (96)С ума сойду!

(97)А мать ползала у кресла и уже не кричала, а хрипела только и билась головой о колёса. (98)И чистенькая, со взбитыми подушками, с завёрнутым одеялом, стояла кровать, та самая, которую я купил четыре года назад — перед свадьбой...

(По Л. Н. Андрееву)*
*Леонид Николаевич Андреев
(1871-1919) -
русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.



  1. В полку, в котором служил рассказчик, выжили только четыре офицера.
  2. Лишившегося ног рассказчика его брат возит по дому на бесшумном кресле.
  3. Даже кровать, которую застилают рассказчику и которую он купил четыре года назад, перед свадьбой, не доставляет ему радости.
  4. В доме рассказчика убрали зеркала, поскольку весь город был в трауре.
  5. Как только рассказчик подозвал к себе сына, тот с радостью подбежал к отцу.
Задание 23 10754

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложения 2-3 содержат элементы описания.
  2. В предложениях 12—14 представлено рассуждение.
  3. Предложение 52 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 51.
  4. В предложениях 54—55 содержится описание.
  5. В предложениях 83—85 содержится повествование.
Задание 24 4335

Из предложений 94-95 выпишите один фразеологизм.

(94)И тут на крик прибежали все они, и мать, и сестра, и нянька, и все они плакали, говорили что-то, валялись у моих ног и так плакали. (95)А на пороге стоял брат, бледный, совсем белый, с трясущейся челюстью, и визгливо кричал: — Я тут с вами с ума сойду.

Задание 25 4414

Среди предложений 1-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 4493

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Отрывок из рассказа «Красный смех», написанного в разгар Русско-японской войны, передаёт дух того времени. При описании быта, такого родного для героя текста участника войны, автор особое внимание уделяет деталям. Чувство наслаждения видом знакомых вещей передаётся благодаря использованию различных средств выразительности, среди которых троп — (А)______ («как из паровоза» в предложении 1), лексическое средство — (Б)______ («чашечки» в предложении 2, «голубенькие» в предложении 13). Чувства родственников героя выражены прежде всего через их реплики: так, в словах жены встречаются синтаксические средства — (В)______ (в предложениях 78, 80, 82, 93), (Г)______ (предложения 91, 92)».

Список терминов:
1) обращения
2) олицетворение
3) метонимия
4) просторечная лексика
5) антитеза
6) сравнение
7) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
8) градация
9) вопросительные предложения

Источник: 
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 20
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.