ЕГЭ 2021: вариант 27

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

(1)О том, что электрический ток за счёт сопротивления вызывает нагрев проводника, по которому он течёт, знают <...> самые нерадивые школьники, ведь на этом основан принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов. (2) Однако в природе существуют удивительные материалы — сверхпроводники, которые не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур. (3)Отсутствие сопротивления приводит к тому, что плотность электрического тока, протекающего по таким материалам, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом нагреваться не будет.

Задание 1 13018

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов основан на способности электрического тока вызывать нагрев проводника, по которому он течёт, и об этом знают даже самые нерадивые школьники.
  2. Существуют материалы, при прохождении через которые электрический ток приобретает высокую плотность, не охлаждая при этом сам проводник.
  3. Школьники знают, что удивительные материалы — сверхпроводники — не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур.
  4. В природе существуют материалы, которые не имеют при охлаждении электрического сопротивления и, таким образом, не нагреваются даже при огромных значениях плотности протекающего по ним электрического тока, — сверхпроводники.
  5. Сверхпроводники — это материалы, не имеющие электрического сопротивления даже при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом не нагреется.
Задание 2 13019

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту частицу.

Задание 3 13020

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

  1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н.
    Строительный м.
  2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н.
    М. для биографии писателя. М. для наблюдений.
  3. Собрание документов по какому-нибудь вопросу.
    Папка для служебных материалов. Материалы следствия.
  4. Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья.
    Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.
Задание 4 13021

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

цемЕнт
облЕгчить
определЁнный
занятА
отозвалАсь

Задание 5 13022

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.
ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.
В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.
Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.
Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

Задание 6 13023

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

Задание 7 13024

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАСИВШЕ других
две СЕДЬМЫХ
около ПЯТИСОТ страниц
много ВИШЕН
ПОСАДИ дерево

Задание 8 13025

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении сложного предложения

1)   Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены.
2)   Часть глав романа «Евгений Онегин» было опубликовано с посвящением другу А. С. Пушкина П. А. Плетнёву.
3)   С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
4)   К достопримечательностям на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы.
5)   Приятели с тревогой следили за ежедневным понижением температуры: они волновались, что неужели придётся отменить намеченный на выходные лыжный поход.
6)   Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.
7)   Астров, герой чеховской пьесы «Дядя Ваня», говорит, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
8)   Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. В. Гоголю А. С. Пушкиным.
9)   В нашей стране не только разработаны ГОСТы безопасности труда, в числе которых имеется группа стандартов, определяющих гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию, но и утверждены общие гигиенические нормы любого труда.

Задание 9 13026

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

  1. озарять, покосившийся (забор), огорчение
  2. выдирать (страницу), обжигаться, запирать
  3. излагать, посещать, сомневаться
  4. блистательный, водоросли, выскочить
  5. предположительно, дирижёр, читательский
Задание 10 13027

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. под..брать, запр..кинуть, нед..стача
  2. пр..ютил, пр..клонный (возраст), непр..ходящие (ценности)
  3. по..кладка, о..бойный, на..строчный
  4. на..граться, сверх..нвестиции, вз..мание
  5. пр..встать, пр..смотреться, пр..домовая (территория)
Задание 11 13028

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. подмиг..вать, дешёв..нький
  2. эмал..вый, (улицы) обезлюд..ли
  3. лидир..вать, развед..вать
  4. памятл..вый, оскуд..вать
  5. стрессоустойч..вый, болот..стая (местность)
Задание 12 13029

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. бре..шься, неприемл..мый
  2. (отношения) слож..тся, переч..щий (родителям)
  3. просмотр..шь, закле..нный
  4. мурлыч..щие (коты), (родители) отсроч..т (отъезд)
  5. (лица) сия..т (радостью), недремл..щий (караул)
Задание 13 13030

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.
Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.
Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.
Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.
Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РАЗРАБОТАН в должной мере.

Задание 14 13031

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

В (ТО)ЖЕ время роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно слово может объединить людей.

Задание 15 13032

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно изображё(3)ым высоким голубым небом.

Задание 16 13033

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
  2. Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
  3. Накануне всю ночь дул сильный ветер и наутро пригнал холодную морось и низкие облака.
  4. Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
  5. Вечереет и в густой синеве неба сверкают всполохи зарницы.
Задание 17 13034

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

Задание 18 13035

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

Задание 19 13036

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять залятая(-ые).

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

Задание 20 13037

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

Задание 21 13039

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Долина реки Коаго в Геленджикском районе Краснодарского края имеет образное название «Долина ста водопадов», однако старожилы утверждают: их здесь более трёхсот! (2)Географическое наименование этих водопадов — Широкопшадские. (3)Первым на своём пути туристы встречают Водопад желаний. (4)Люди выбирают камешек и, загадав желание, бросают его в отверстие горы. (5)Попадут — значит, желание сбудется! (6)Следующий могучий водопад называется Мужская сила, чуть дальше свергается с горы водопад Любимый. (7)К водопадам путешественники идут тропой, петляющей по берегу прекрасной горной реки Коаго, по-адыгейски Змейка. (8)Чтобы продолжить путь, надо взобраться на пороги водопадов по специально устроенным лесенкам. (9)Вода освежает разгорячённое лицо, вокруг поют птички, под ногами — ковёр травы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Паустовского К.Г.

(1)На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой. (2)На каждой бутылке была наклейка. (3)На наклейках кривым старческим почерком было написано: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря».

(4)Бутылок было много. (5)Но сколько мы ни разглядывали эту воду, во всех бутылках она была одинаково жёлтая и скучная на вид.

(6)Мы приставали к учителю географии Черпунову, чтобы он разрешил нам попробовать воду из Мёртвого моря. (7)Нам хотелось узнать, действительно ли она такая солёная. (8)Но пробовать воду Черпунов не позволял.

(9)Старшеклассники рассказывали, что на квартире у Черпунова устроен небольшой географический музей, но старик к себе никого не пускает. (10)Там были будто бы чучела колибри, коллекция бабочек, телескоп и даже самородок золота.

(11)Наслушавшись об этом музее, я начал собирать свой музей. (12)Он был, конечно, небогатый, но расцветал в моём воображении как царство удивительных вещей. (13)Разнообразные истории были связаны с каждой вещью — будь то пуговица румынского солдата или засушенный жук-богомол.

(14)Однажды я встретил Черпунова в Ботаническом саду.

— (15)Пойди сюда! — подозвал меня Черпунов и протянул толстую руку. — (16)Садись, рассказывай. (17)Ты, говорят, собрал маленький музей. (18)Что у тебя есть?

(19)Я робко перечислил свои незамысловатые ценности. (20)Черпунов усмехнулся.

— (21)Похвально! — сказал он. — (22)Приходи ко мне в воскресенье утром. (23)Посмотришь мой музей.

(24)В воскресенье я надел новенький гимназический костюм и пошёл к Черпунову. (25)Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (26)С листьев стекал туман. (27)Внизу на Днепре трубили пароходы. (28)Я поднялся на крыльцо и потянул рукоятку звонка. (29)Внутри флигеля пропел колокольчик. (30)Встречать меня вышел сам Черпунов.

(31)Чудеса начались уже в передней. (32)В овальном зеркале отражался красный от смущения маленький гимназист, пытавшийся расстегнуть озябшими пальцами шинель. (33)Я не сразу понял, что этот гимназист — я сам. (34)Я расстёгивал пуговицы и смотрел на раму от зеркала.

(35)Это была не рама, а венок из стеклянных, бледно окрашенных листьев, цветов и гроздьев винограда.

— (З6)Вёнецианское стекло, — сказал Черпунов. — (37)Посмотри поближе. (38)Можешь даже потрогать.

(39)Я осторожно прикоснулся к стеклянной розе. (40)Стекло было матовое, будто присыпанное пудрой. (41)В полоске света, падавшей из соседней комнаты, оно просвечивало красноватым огнём.

— (42)Совсем как рахат-лукум, — заметил я.

(43)Черпунов показал мне на портрет на стене. (44)Он изображал бородатого человека с измождённым лицом.

— (45)Ты знаешь, кто это? (46)Один из лучших русских людей. (47)Путешественник Миклухо-Маклай. (48)Он был великий учёный и верил в добрую волю людей. (49)Он жил один среди людоедов на Новой Гвинее. (50)Безоружный, умирающий от лихорадки. (51)Но он сумел сделать столько добра дикарям и проявить столько терпения, что, когда за ним пришёл наш корвет «Изумруд», чтобы увезти его в Россию, толпы дикарей плакали на берегу, протягивали к корвету руки и кричали: «Маклай, Маклай!» (52)Так вот, запомни: добротой можно добиться всего.

(53)Потом Черпунов показал мне звёздный глобус, старые карты с «розой ветров», чучела колибри с длинными, как маленькие шила, клювами.

— (54)Ну, на сегодня довольно, — сказал Черпунов. — (55)Ты устал. (56)Можешь приходить ко мне по воскресеньям.

(57)В следующее воскресенье я не пошёл к учителю, потому что среди недели он заболел и перестал ходить в гимназию.

(58)Совсем скоро учитель умер.

(59)Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил
— Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей?

— (60)Ну как же! — ответили мы. — (61)Великолепно помним.

— (62)Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. (63)Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? (64)Он справедливо полагал, что таким путём даёт толчок развитию вашего воображения. (65)Черпунов очень ценил его. (66)Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. (67)Воображение создало искусство. (68)Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией.

(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892-1968) —
известный русский писатель, классик отечественной литературы.

 

Задание 22 13042

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. В запечатанных сургучом бутылках хранилась вода из разных рек и морей.
  2. Вдохновлённый примером учителя, рассказчик стал собирать собственный музей.
  3. Каждое воскресенье рассказчик ходил в гости к учителю.
  4. Преподаватель психологии был убеждён, что, только обманывая ребёнка, можно дать толчок развитию его воображения.
  5. Способность к воображению отличает человека от животных.
Задание 23 13043

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложения 4 и 5 противопоставлены по содержанию.
  2. Предложения 12-13 содержат повествование.
  3. В предложении 32 содержатся элементы описания.
  4. Предложения 51, 52 содержат рассуждение.
  5. В предложениях 57-61 представлено описание.
Задание 24 13044

Из предложений 45-52 выпишите слово, которое имеет значение «старинное трёхмачтовое военное судно».

Задание 25 13045

Среди предложений 11-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов(-а). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 13046

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Создавая образ учителя географии, увлечённого своей профессией и старающегося передать это увлечение ученикам, автор использует различные средства выразительности, среди которых синтаксические — (А) _________ (предложения 16, 22, 23) и (Б) _________ (например, предложения 35, 53). Приём — (В) _________ (предложения 63-64) и троп — (Г) _________ (предложение 68) — придают образу учителя завершённость».

Список терминов:
1) вопросно-ответная форма изложения
2) ряды однородных членов предложения
3) литота
4) лексический повтор
5) антонимы
6) анафора
7) односоставные определённо-личные предложения
8) вводные слова
9) метафора

Источник: 
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 21
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.